Старинные гравюры. Какой видели Москву путешественники XVII–XIX веков
Москва всегда привлекала путешественников, и они стремились запечатлеть ее образ. Каким город видели гости из Европы во времена, когда не было смартфонов и социальных сетей? По просьбе mos.ru руководитель центра редкой книги и коллекций Библиотеки иностранной литературы Карина Дмитриева выбрала шесть книг, которые иллюстрируют гравюры с изображениями Москвы XVII–XIX веков, и рассказала об их создателях. XVII век. Адам Олеарий и Иоганн Арнольд фон Бранд Адам Олеарий (1599–1671) — немецкий ученый, путешественник, лингвист и художник. Из-за многообразия занятий он получил прозвище «голштинский Леонардо». В России Олеарий был в составе посольства шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III дважды — в 1633 году как секретарь и переводчик и в 1636–1638 годах уже в должности советника. Немецкий ученый, хорошо говорящий по-русски, очень понравился царю Михаилу Федоровичу. Он даже предложил Олеарию остаться в Москве, но тот предпочел вернуться на родину, где начал работать над записями, сделанными во время путешествий. Результатом стала книга с длинным названием «Долгожданное описание нового восточного путешествия, совершенного по случаю Голштинского посольства к шаху Персии, в котором прилежно описаны местности и страны, через которые пролегал путь, как то Россия, Тартария и Персия, а также характер, нравы и обычаи их жителей». Первое издание вышло в 1647 году. Благодаря своей точности книга Олеария стала одним из важнейших источников для изучения истории России того времени. Свои заметки и наблюдения он украсил множеством рисунков с натуры. Иоганн Арнольд Бранд (1647–1690), доктор права и профессор Дуйсбургского университета, посетил Москву в марте 1673 года вместе с посольством камеррата Иоахима Скультетуса. Делегацию отправил бранденбургский курфюрст Фридрих-Вильгельм к царю Алексею Михайловичу. Свое путешествие в Москву Бранд описал в книге «Путешествие через Бранденбург, Пруссию, Курляндию, Лифляндию, Псков, Великий Новгород, Тверь и Москву». Рукопись после смерти автора была передана родственниками его коллеге по университету профессору Иоганну фон Хенину. Тот издал «Путешествие…» со своими замечаниями и комментариями в 1702 году. В 1703 году книга также вышла в Утрехте на голландском языке. XVIII век. Корнелис де Брюйн и Фридрих Христиан Вебер Корнелис де Брюйн (1652–1727) — голландский художник, путешественник и писатель. При жизни он опубликовал две книги, посвященные двум большим путешествиям, с большим количеством гравюр, сделанных по собственным рисункам с натуры. В России он побывал в 1701–1703 годах. Он начал знакомство с жизнью коренных жителей Архангельска, затем отправился на санях через Вологду и Ярославль в Москву. Там он познакомился с Петром I, который говорил на голландском языке, и по его просьбе написал портреты племянниц императора — предназначенные для отправки потенциальным женихам. Корнелис де Брюйн стал первым иностранцем, получившим разрешение подробно зарисовать интересные здания. Император с удовольствием показал гостю и новый строящийся флот, и крепости. Рисунки и путевые заметки де Брюйна стали основой его второй книги «Путешествие через Московию в Персию и Индию», вышедшей в 1711 году. Полное название книги звучит так: «Путешествие через Московию в Персию и Индию, дополненное тремястами искусными гравюрами, представляющими самые известные местности и города, а также необыкновенных птиц, зверей, рыб и растения, которые там можно встретить». Книга имела сенсационный успех в Европе, в 1714 году была переиздана и переведена на несколько языков. Сегодня она является одним из самых известных памятников россики (термин, использующийся для обозначения наследия западноевропейских художников, работавших в России в XVIII и первой половине XIX века). Автор записок о России начала XVIII века «Преображенная Россия» дипломат и писатель Фридрих Христиан Вебер (родился в 1690-е, умер в 1739-м) был ганноверским резидентом при русском дворе во времена царствования Петра I. Значение посольства Вебера для дипломатических отношений России и Англии невелико, гораздо больше пользы принесла его книга, вышедшая в трех томах. Книга была переведена несколько раз на французский и английский языки. Она рассказывает о России в период с 1714 по 1719 год, когда автор был в Петербурге и Москве. В труде представлены самые разнообразные сведения о России того времени, включая военные, политические, придворные события, быт и нравы разных сословий, взгляды общества и народа на петровскую реформу. Наибольший интерес представляет первый том, опубликованный в 1721 году, основанный полностью на личных наблюдениях Вебера. XIX век. Огюст Кадоль и Роберт Кер Портер Огюст Кадоль (1782–1849) — французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся. За три года он создал серию исторических рисунков послевоенной Москвы. Вернувшись в Париж, Кадоль выпустил три серии литографированных видов Москвы и ее окрестностей. Образы города на литографиях запечатлены вплоть до мельчайших деталей, включая костюмы прохожих. Одна из самых известных литографий серии «Виды Москвы (литографии по рисункам Огюста Кадоля), посвященные Его Величеству Александру I» — знаменитая «Панорама Москвы от Императорского дворца в Кремле». Историческую ценность этого визуального документа сложно переоценить: как на ладони, на литографии представлена свежеотстроенная Москва, оправляющаяся после пожара 1812 года. Роберт Кер Портер (1777–1842) — шотландский художник, военный, писатель, дипломат, археолог. Он много путешествовал, значительная часть его жизни была связана с Россией. На родине Портер стал известен огромными историческими полотнами, среди которых «Князь Багратион, ведущий в атаку казаков» и «Победа русских над французами на Чертовом мосту». Неудивительно, что в 1805 году он получил престижный заказ написать три большие картины для украшения главного зала петербургского Адмиралтейства. В 1809 году Портер издал в Лондоне свои дневниковые записи в книге «Путевые заметки из России и Швеции в 1805, 1806, 1807 и 1808 годах». Издание украшают 40 авторских иллюстраций, выполненных в технике акватинта (разновидность офорта, позволяющая воспроизводить в печати рисунок тушью).