«Орфей русской сцены» и убийца Распутина. Две любви в жизни Веры Каралли
«Если проводить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой», - такой приговор великой балерине вынесли журналисты, попав под очарование молодой Веры Каралли, поднимавшейся на балетный Олимп. Юная особа с томными карими глазами слыла одной из самых желанных красавиц начала XX века. Она блистала в Большом театре, была звездой «Русского балета» Сергея Дягилева, преподавала искусство танца в Литве и Румынии, снималась в кино во Франции. Свои последние дни она провела в Австрии, в доме престарелых в курортном городке Баден. Каралли покинула родину после революции 1917 года и в старости очень тосковала по России. Мечтая вернуться, она написала прошение. 1 ноября 1972 года Вера Алексеевна получила долгожданный советский паспорт, которым, к сожалению, воспользоваться не успела. Через две недели, 16 ноября, Вера Каралли умерла. Ей было 83 года. SPB.AIF.RU вспоминает яркие страницы жизни одной из известнейших балерин начала XX века и двух мужчин, повлиявших на ее судьбу. Служебный роман В жизни этой красавицы с греческими корнями было многое: всепоглощающая страсть к танцу, оглушительные овации, толпы поклонников и громкое жестокое преступление, взбудоражившее всю Россию и царскую семью. После окончания театрального училища, откуда она чуть не была отчислена из-за проблем со спиной, девушка поступила в Большой театр и с головой окунулась в работу. В своих воспоминаниях она писала: «Первые годы моей работы в Большом театре я жила только тем, что с утра чуть ли не до ночи изучала и осваивала текущий репертуар. Домой я возвращалась только поесть и поспать; все остальное было из моей жизни исключено напрочь». Она блестяще дебютировала на сцене в «Лебедином озере» и уже вскоре была задействована в других постановках. «Маленькая Каралли, подающая большие надежды», - писала о ней пресса. Однако, несмотря на плотный график работы, первая любовь смогла прокрасться в ее жизнь. Однажды Вера решила достать для бабушки контрамарки на одну из опер, но администратор ответил отказом – вечером пел сам Леонид Собинов, лирический тенор, которого прозвали «Орфеем русской сцены», а на его выступления все билеты разбирались заранее. В этот же вечер раздосадованная балерина у сцены столкнулась с актером в гриме и костюме, который пристально посмотрел на нее. Им оказался тот самый легендарный Собинов. Вскоре их представили друг другу, и они стали общаться. Однажды, она рассказала ему, что ей не удалось достать контрамарки на его выступление. На следующее утро курьер доставил ей два билета с письмом, в котором было небольшое стихотворение: «Той, что всегда так радостно смеется, а сердце ей в ответ блаженно бьется!» Между 36-летним Собиновым и 18-летней Каралли завязались отношения. Со временем она перебралась к нему в квартиру, где он жил вместе с двумя своими неродными сестрами. Вера полностью подчинилась укладу жизни в этом доме, ухаживала за Собиновым, делала ему горячие влажные компрессы на горло и приносила чай из свежих антоновских яблок. Она уже верила в их совместное будущее и мечтала о семейном счастье, но предложения руки и сердца от него все не поступало. Охлаждение в их отношениях совпало с триумфом Каралли на подмостках парижского театра Шатле. В Париж она приехала с «Русским театром» Сергея Дягилева, где поразила публику своим выступлением в балете «Павильон Армиды». Однако, вскоре она покинула Францию. По одной из версий, это было связано с тем, что Анна Павлова захотела сама танцевать эту партию, по другой – Вера Каралли узнала, что она находится в положении. Отец ребенка, Леонид Собинов, без радости воспринял эту новость. До этого он был женат на актрисе Марии Коржавиной и у него было два сына. Он поставил Каралли перед выбором: либо она делает аборт, и они продолжают общаться, либо расстаются, и она одна растит ребенка. Вера выбрала первое. Годы спустя она горько жалела об этом. Ее отношения с Собиновым сошли на нет, а после сделанного аборта она больше не могла иметь детей. Утешение Вера искала в работе. Известной балерине поступали заманчивые предложения попробовать свои силы в кинематографе. Несмотря на то, что артистам Императорского театра запрещалось играть в кино, она дала согласие. Во время съемок фильма «Тени греха» в 1915 году Каралли узнала, что Собинов женится на Нине Мухиной, кузине будущего известного скульптора. В их отношениях окончательно была поставлена точка. Убийца царских кровей «Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира. С Дмитрием я была такой, какая я есть. Если бы ему что-то не понравилось, то я бы сказала «Скатертью дорога»! Вот это он во мне видел и ценил», - напишет Вера в своих дневниках о втором мужчине, который по-настоящему перевернул ее жизнь. С великим князем Дмитрием Павловичем, внуком Александра II и кузеном императора Николая II, она познакомилась благодаря своей подруге Нине, бывшей балерине, у которой были любовные отношения с одним из членов царской семьи. В письмах ее приятельница много рассказывала о великом князе, который хотел встретить девушку, которая полюбит его, а не его происхождение. В день, когда должно было состояться знакомство, Вера передумала и решила остаться у себя. По ее воспоминаниям, в этот вечер в ее дверь раздался стук. Открыв дверь, она увидела на пороге великого князя. В своем дневнике она оставила запись о впечатлении от той встречи: «Весь вечер он шутил, был остр на язык, сидел браво и не сводил с меня глаз». Они начали встречаться, несмотря на то, что Дмитрий Павлович был обручен со своей кузиной. В 1916 году произошел переломный момент в их отношениях. По мнению ряда историков, великий князь обратился к своей любовнице с необычным предложением. Испытывая к Григорию Распутину неприязнь, граничащую с отвращением, он попросил Каралли помочь осуществить преступный замысел. По одной из версий, Вера должна была быть приманкой для «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью. Расправа произошла в ночь на 17 декабря. В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания. По словам некоторых очевидцев, во дворце в тот вечер были две женщины, одна из которых - знаменитая балерина и актриса Вера Каралли. Однако, сообщники убийства никогда и никому не рассказали об этих женщинах. Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова. События той ночи сказались на судьбах всех фигурантов дела. В творчестве Веры Каралли наступило затишье: ее перестали приглашать в кино, запретили выступать в театре. Великий князь Дмитрий Павлович и князь Юсупов были арестованы по прямому приказу императрицы Александры Федоровны, но были освобождены после вмешательства Николая II. Дмитрий Павлович был отправлен в Персию в отряд генерала Баратова. По мнению ряда биографов, эта ссылка спасла ему жизнь, так как вскоре в России разгорелась революция. С Верой Каралли он смог встретиться позже в Париже, где она выступала с труппой Дягилева. Постепенно их отношения исчерпали себя. Романов уехал в США, где занялся торговлей шампанским. В 1926 году он познакомился с американской Одри Эмери, на которой женился, несмотря на разницу происхождения. Морганатический брак продлился недолго. Через два года у пары родился сын, но это не спасло их союз и вскоре они рассталась. В 1942 году великий князь умер от туберкулеза. Вера Алексеевна же пережила его почти на 30 лет.