Первой конной 100 лет!
В годы советской власти о подвигах буденовцев написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов, но ряд интересных фактов до сих пор неизвестен широкой публике. ФАКТ ПЕРВЫЙ: СПАСИТЕЛИ МОСКВЫ В истории Первой конной армии самый интересный факт заключается в том, что свою главную задачу - перелом в Гражданской войне - красные кавалеристы совершили еще до официального создания Первой конной армии осенью 1919 года. Основу будущей армии составил конный революционный отряд, образованный на Дону героем Первой мировой войны, полным георгиевским кавалером Семеном Михайловичем Буденным. После ряда успешных операций его подчиненные влились в 1-й кавалерийский крестьянский социалистический полк под командованием Бориса Думенко, чьим заместителем был назначен С.М. Буденный. На войне время идет быстро, менее чем за год кавалерийский полк, отлично зарекомендовавший себя в боях с белогвардейцами, вырос до размеров бригады, а затем и дивизии. Вместе с полком стремительный карьерный взлет совершил и С.М. Буденный. В марте 1919 года он был назначен командующим 4-й Петроградской кавалерийской дивизии, которая вошла в 1-й Конный корпус Красной армии. Командование корпусом руководство Красной армии поручило С.М. Буденному. По мнению историков, именно действия 1-го Конного корпуса под командованием С.М. Буденного с октября до середины ноября 1919 года во время Воронежско-Касторненской операции разгромом ударной конной группировки А.И. Деникина фактически предрешили исход Гражданской войны. Уничтожение под Воронежем основных сил кавалерийских частей генерал-лейтенанта К.К. Мамонтова и генерал-лейтенанта А.Г. Шкуро красными кавалеристами заставило белых отказаться от плана похода на Москву. С этого момента Добровольческая армия А.И. Деникина перешла исключительно к обороне, сдавая город за городом. По достоинству оценив полководческий талант и успехи в борьбе с конницей белых С.М. Буденного, 17 ноября 1919 года Реввоенсовет принял решение о создании Первой конной армии под его командованием. ФАКТ ВТОРОЙ: ИЗ ПАРТИЗАН В КОМАНДАРМЫ Примечательно, что в основу конницы С.М. Буденного, со временем выросшей до размеров армии, лег партизанский отряд, состоявший всего из шести человек, включая брата легендарного командарма. Согласно официальной историографии, в феврале 1918 года С.М. Буденный вернулся на родной хутор Козюрин с твердым намерением заняться мирной жизнью. Однако наступление белогвардейцев вынудило его вновь взяться за оружие. Сформировав конный отряд из шести человек, Семен Михайлович ушел в партизаны. Первой боевой операцией его отряда стал бой за станицу Платовскую, занятую двумя сотнями белых казаков. Когда Семен Михайлович со своими партизанами подошел к станице, в ее правлении шел суд над местными жителями, симпатизировавшими советской власти, осужденным грозил расстрел. Внезапно атаковав охрану, выставленную вокруг правления, С.М. Буденный с товарищами освободил заключенных, которые тут же примкнули к его партизанскому отряду. Всего за ночь в ходе своей дерзкой вылазки против многократно превосходящих сил противника отряд Буденного захватил две пушки, четыре пулемета, 300 винтовок, 20 тысяч патрон и 150 оседланных лошадей. Слава о бесстрашном партизане быстро распространилась на соседние хутора, с которых к Семену Михайловичу потянулись люди для вступления в его отряд. Впоследствии именно костяк данного партизанского отряда, по словам С.М. Буденного, лег в основу конной дивизии под его командованием, а затем и Первой конной армии. ФАКТ ТРЕТИЙ: БРОНЕПОЕЗДА ПЕРВОЙ КОННОЙ Большинство жителей нашей страны совершенно логично полагают, что Первая конная армия состояла исключительно из кавалерии и обслуживающих ее подразделений. Это не так. Кроме кавалерийских частей в состав Первой конной армии входили пять бронепоездов, автобронеотряд, стрелковые дивизии и даже собственная авиация, состоявшая из авиагруппы, укомплектованной самыми современными на тот момент аэропланами. Это неудивительно: реалии Гражданской войны начала XX века в России предполагали боевые действия, которые велись в основном вдоль железнодорожного полотна. Бронепоезда в данном случае являлись грозной силой и идеальным прикрытием для действий кавалерии. Остановить подобный «сухопутный крейсер» можно было, лишь разобрав железнодорожное полотно, взять же его боем было практически нереально. Бронепоезда активно использовали как Красная армия, так и белогвардейцы. По данным военных историков, Южная армия красных в 1919 году располагала 53 бронепоездами. При этом часть из них была создана по специальным чертежам, а другая создана экспромтом путем размещения орудий на обычных пассажирских поездах. Известно, что в 1920 году своей победой в Ровенской операции против 2-й польской армии командование Красной армии было обязано кавалеристам Первой конной армии, действовавшим под прикрытием огня орудий пяти бронепоездов в отрыве от основных частей фронта. ФАКТ ЧЕТВЕРТЫЙ: КРУПНЕЙШЕЕ КОННОЕ СРАЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ После победы в Воронежско-Касторненской операции, во время которой красноармейцы С.М. Буденного заставили повернуть вспять Добровольческую армию А.И. Деникина, они совершили немало побед, но настоящим испытанием на прочность стала знаменитая Егорлыкская операция. Эта кровавая битва вошла в историю как крупнейшее конное сражение времен Гражданской войны в России. Всего с обеих сторон в лобовом бою участвовали 25 тысяч сабель. Непосредственно сама операция продолжалась с 25 февраля по 2 марта 1920 года, но наиболее кровавые бои пришлись на 25-27 февраля. Против красноармейцев С.М. Буденного выступила казачья конница белого генерала А.А. Павлова, в подчинении которого кроме собственных сил находились опытные, закаленные в многочисленных боях казаки генерала от инфантерии А.П. Кутепова и генерал-лейтенанта Я.Д. Юзефовича. Но, несмотря на опыт и ярость противника, Первая конная армия одержала оглушительную победу, заставив врага отступить на противоположный берег Дона и в итоге полностью покинуть территорию Северного Кавказа. ФАКТ ПЯТЫЙ: КУЗНИЦА КАДРОВ Навсегда оставшись в отечественной истории, просуществовала Первая конная армия всего четыре года - с 1919 по 1921 год, после чего была расформирована. Но слава ее бойцов и командиров на этом не закончилась. По удивительному стечению обстоятельств, из руководства и простых бойцов Первой конной армии вышли многие выдающиеся военачальники, министры и крупные государственные и хозяйственные деятели СССР. Ни одна другая армия времен Гражданской войны не могла похвастаться подобным обстоятельством. Совместно с С.М. Буденным одним из высших командиров Первой конной армии являлся К.Е. Ворошилов, впоследствии занявший пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, юридически главы правительства страны. Из командиров Первой конной армии вышли несколько министров: министр обороны СССР А.А. Гречко и глава Минсредмаша, создавшего ядерный щит страны, Е.П. Славский. В обеспечении Первой конной армии хлебом и фуражом служил будущий основатель и первый министр авиационной промышленности СССР М.В. Хруничев. Председатель трофейной комиссии 14-й и 4-й кавдивизий, входивших в Первую конную армию, М.П. Лавочкин впоследствии возглавлял знаменитую Мосгорсправку. Большинство командиров Первой конной армии в годы Второй мировой войны прославились как выдающиеся военачальники, встав во главе армий и фронтов: народный комиссар обороны маршал С.К. Тимошенко, генерал армии Г.И. Кулик, генерал армии И.В. Тюленев, генерал-полковник О.И. Городовиков, маршал К.С. Москаленко, маршал П.С. Рыбалко, генерал-полковник П.Л. Романенко, генерал армии Д.Д. Лелюшенко, маршал К.А. Мерецков и многие другие видные военные деятели СССР. Дмитрий Соколов Фото: KRYM.RUSARCHIVES.RU