Был ли «русским князем» Одоакр, правивший Римом в V веке: разбор источников
На днях заметный всплеск интереса в Интернете вызвала публикация в популярном украинском паблике в соцсетях «История Украины» картинки с изображением якобы варварского вождя V века и, главное, следующей подписью: «Одоакр (435 — 493), король Рутенов, около 13-ти лет владел Римом. Рутения — название Украины в источниках, написанных на латыни XIII — XIX вв.». На самом деле иллюстрация — это литография XIX века, изображающая последнего императора Восточной Римской империи Константина XI Палеолога в псевдоантичных доспехах. Правил этот император в 1449 — 1453 годах, и именно при нем Восточная Римская империя, или Византия, пала — эту дату принято связывать со взятием турками в 1453 году Константинополя. Видимо, когда-то один из публикаторов перепутал две даты — падение Западной Римской империи, связанное со свержением в 476 году вождем варварской гвардии Одоакром последнего императора Ромула Августула, и Восточной. Произошло это, судя по всему, достаточно давно, так как эта портрет Константина XI иллюстрирует уже статью «Русин-украинец 14 лет властвовал в Риме», опубликованную 3 мая 2013 года на сайте популярного издания «Газета по-украински». Льстящий миф о «русском покорителе Риме» Впрочем, гораздо интересней декларация про то, что ниспровергатель Западной Римской империи был русским полководцем. На первый взгляд, это просто дурная шутка в духе пресловутых «древних укров, выкопавших Черное море». Однако, во-первых, это утверждение повторяется в огромном количестве псевдоисторических изданий, особенно выходящих в 2010-е годы, и не только на Украине. Во-вторых, нельзя сказать, что это утверждение родилось на пустом месте. Для начала отмечу, что большинство современных авторов в данном случае просто тупо переписывает следующий абзац из книги Сергея Лесного «Русь, откуда ты?», вышедшей в 1962 году в Виннипеге (Канада) и переизданной в 1995 году в Ростове-на-Дону: «В 1648 году гетман Богдан Хмельницкий обратился по случаю войны с Польшей к казакам с воззванием, в котором он призывал следовать примеру их славных и воинствующих предков, владевших под руководством Одонацера (Одоакра) 14 лет Римом. Таким образом, еще в 1648 году украинские казаки официально считали Одоакра и его русинов своими предками… Эта традиция была настолько сильна, что, когда Богдан Хмельницкий умер в 1657 году, Самийло Зорка, генеральный писарь Запорожского войска, стоя у гроба, говорил: «Милый вождю! Древний русский Одонацер!» Иначе выражаясь, он сравнивал по значению Хмельницкого со значением в древности Одоакра». Эту книгу мне когда-то довелось читать в бумажном оригинале. Но развитие Интернета сыграло роль мощнейшего катализатора — эта фраза в разных вариантах пересказа, и часто уже без ссылки на источник, разнеслась по Сети, попадая тут и там в незрелые умы. Тем более, что в 1990-е годы произошла реанимация самого наивного славянофильства XIX века, который Николай Чернышевский в 1862 году описывал в журнале «Современник»: «Та партия рьяных славянофилов, которая вместе с Г. В. Ламанским хлопочет об отыскании нам вотчинных прав на Севилью и Кордову (города в Испании. — Авт.), исконные славянские города… эта партия… находит для себя аргументы в первых временах средних веков, когда, по свидетельству покойного Савельева-Ростиславича (популярный публицист середины XIX века. — Авт.), мы, русские, под именем вандалов и готов завоевали Италию, под именем саксов завоевали Британию». «Немногие историки признают, что падение грозного Рима в 476 году после Рождества Христова, ознаменовавшее начало новой исторической эры — Средних веков, связано с вождем вовсе не немецких, а славянских дружин русина Одоакра, который покорил Рим и 14 лет правил Вечным городом, о чем свидетельствует итальянский историк XVI века Мауро Орбини. А величайшим императором Второго Рима — Византии был сын славянского крестьянина с Балкан по имени Управда, вошедший в мировую историю как Юстиниан Великий», — сообщал читателям в книге «Россия распятая» 2008 год) известный художник и общественно-политический деятель консервативного толка Илья Глазунов. Как говорится, попробуйте найти отличия в этих заявлениях, появившихся с разницей в два с лишним столетия. Украинские публицисты тут — жалкие эпигоны! Летописные свидетельства Цитировать пафосные современные публикации о том, как славяне основали (или завоевали, как кому уж больше нравится) все мыслимые города в Европе и Азии и правили всеми великими империями, можно бесконечно, но не будем этим слишком уж увлекаться. Перейдем все же к источникам по теме Одоакра. Глазунов, например, ссылается на «итальянского историка XVI века Мауро Орбини». Уже эта фраза показывает, что художник слабо себе представляет, о ком идет речь. Во-первых, опус Орбини «Славянское царство» вышел в 1601 году, это уже XVII век. Во-вторых, он не итальянец, а южный славянин из Дубровника (принадлежавшего тогда Венеции, но на этом основании он не становится итальянцем), а Мауро Орбини — это латинизированное (по моде тогдашнего ученого мира) имя Мавро Орбинич. В-третьих, что главное, историком он не был — он был монахом бенедиктинского монастыря на острове Млет. В эпоху Орбини все южные славяне были покорены соседями — турками, венецианцами, венграми. Отсюда кризис национального сознания, находивший выражение в создании патриотических мифов. Например, у сербов тогда появляются песни о том, как их витязи штурмом берут Стамбул и убивают турецкого султана (хотя на самом деле турки разбили сербов на Косовом поле, где погиб король Лазарь вместе с цветом сербского дворянства). Любители же истории вроде Орбини занялись сочинением опусов, в которых славянами объявлялись все героические древние народы, включая покорителей великого Рима. В общем, «Славянское царство» это такой же псевдоисторический опус, как, например, написанная в том же XVII веке «Скифская история» Андрея Лызлова, и может быть сейчас интересна разве что для иллюстрации уровня популярной литературы тех лет. Гораздо интересней письменные источники Южной России XVII — XVIII веков, некоторые из которых и цитировал (не называя) Лесной. Во-первых, это универсал Богдана Хмельницкого, обнародованный 28 мая 1648 года в городе Белая Церковь под Киевом. В конце этого воззвания, призывавшего казаков подняться на освободительную войну против Речи Посполитой и не бояться ее мощной армии, гетман говорит: «А если Король, яко есть всему войску глава, сам в войску польском против нас не пойдет, то мы панов польских и их много собранные войски, яко тела албо ока без главного, бы наймней устрашитись не похотим, бо, ежели ветхий Рим, иже всех европейских градов матерью нарещися может, многими панствами владевый и о шестистах четыредесяти и пяти тысячей войска своего гордившыйся, здавна оных веков далеко меньше против помененной воинственной силы римской валечных руссов з Руссии, от помора Балтийского албо немецкого собранных, за предводительством Князя их, был взятый, с четырнадцать лет обладаемый, то нам теперь, кштальтом оных древних руссов, предков наших, кто может возбранити дельности воинской и уменьшити отваги рыцарской?» Текст, несмотря на архаический язык, достаточно понятен. Стоит также заметить, что в сочинении Григория Величко «Летопись событий в Юго-Западной России в XVII веке», доведенном до 1720 года (соответственно, это нижняя временная планка написания данного сочинения), текст универсала Хмельницкого приведен несколько в иной версии — Рим древними руссами «за предводителством князя их Одонацера, року по Рождества Христова 470, был взятый», а место на берегу Балтийского моря, откуда пришли завоеватели-варвары, называется не Руссией, а Ругией. Из того же сочинения Величко взята и фраза, сказанная Самойло Зорко при погребении в августе 1657 года Богдана Хмельницкого: «К тебе обращаю я тщетное слово, возлюбленный наш вождь! древний русский Одонацарь…» Разбор исторических свидетельств При этом, и Лесным, и его современными последователями пропущено обращение к этой же теме архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизель в своем знаменитом «Синопсисе», изданном в 1674 году в Киеве. Упомянув про мифическую грамоту, выданную славянам Александром Македонским, ученый монах отмечает: «Обретаетжеся в летописех Польских, яко власть Славеноросская и Риму досязаше, и Князь некий Славеноросский Одонацер войною доставши Рима, держаше его под властию своею лет тринадесят». Фраза Гизеля о том, что информация об Одоакре «находится в польских летописях» рушит все построения Лесного и современных «историков»-норманистов, например, Вячеслава Фомина, пишущего на основании тех цитат из универсала Хмельницкого, «Летописи» Величко и слов Самойло Зорки о том, что «память об Одоакре, а, следовательно, память о его русской, южнобалтийской родине, сохранялась… в южнорусских землях». Не сохранялась на Руси никакая память об Одоакре, просто образованные люди прочли об этом в доступных им западных исторических хрониках и географических атласах. Непосредственно пассаж про взятие русичами Рима взят из «Хроники славного королевства Польского» Яна Длугоша, доведенной знаменитым польским летописцем до 1480 года, года его смерти. В ней после изложения целого ряда наивных и смешных ныне заявлений о том, что древние славяне появились на исторической арене еще в древности под именем скифов и сарматов, Длугош пишет: «От этого Руса, первого [праотца] и насельника Руси, ведёт корень и род русин Одоакр. В год от Рождества Христова пятьсот девятый, при папе Льве Первом и императоре Льве Первом, он явился в Италию с русским войском, взяв Тициний, разрушил его огнём и мечом, взял в плен и обезглавил Ореста, а Августула, который осмелился захватить императорскую власть, изгнал. Войдя со своими [воинами] победителем в Рим, он овладел королевством всей Италии, и никто не смел ему противиться. После его четырнадцатилетнего в высшей степени мирного и спокойного правления Теодорих, король готов, с большим трудом пробился в Италию через Болгарию и Паннонию. Когда он и его войско восстанавливали силы на обильных пастбищах недалеко от Аквилеи, Одоакр напал там на него с войском всей Италии, [но] был разбит Теодорихом и готами. Так как его, спасшегося бегством с немногими, народ не пустил в Рим, он укрылся в Равенне. Измученный трехлётней осадой Равенны и вынужденный сдаться, он попал в плен к Теодориху и был убит, а отнятое у русских королевство Италии Теодорих передал себе и готам». Вот и искомый источник. Как отмечают современные комментаторы перевода отрывков из «Хроники» Длугоша, посвященной Руси: «Одоакр был покорителем германского племени ругов на Среднем Дунае и королём Северной Италии в 476 — 493 годах. Вследствие того, что этноним Rugi в средневековых латинских текстах нередко прилагался к Руси, «король ругов» Одоакр в ряде средневековых компиляций по всемирной истории по крайней мере уже с XII века превращается в «короля Руси». Длугош заимствовал сведения о «короле Руси» Одоакре из хроники Мартина из Опавы (Троппау) (XIII век), где Одоакр также назван «русином по происхождению» («Ruthenus genere»); Мартин же почерпнул это убеждение у знаменитого энциклопедиста XII века Готфрида из Витербо («natione Rutenus»)». Так покоритель ругов Одоакр превратился сначала в «короля ругов», а затем и в «рутена», вариабельное название русских в Средние века на Западе. Что касается упоминаемых южнорусскими деятелями Русии или Ругии на берегу Балтийского моря, эта информация также взята из западных источников, а именно из «Малого атласа», выпущенного продолжателями Герарда Меркатора после смерти этого великого географа в 1595 году. В одной из его версий, появившейся не ранее 1610 года, рассказывается об острове Рюген: «Жители этого острова руги, от которых имя самого острова… Поход Одоакра в Италию, который всю [ее] разорил, показывает, что народ действительно был могущественным и многочисленным. Руги жили частично на островах северного моря, частично на противоположном морском берегу». Киевский исследователь Александр Онищенко опубликовал в 2013 году латинский оригинал и русский перевод соответствующего отрывка из «Малого атласа», обратив внимание, что в оригинале стоит Rugia (название острова) и Rugii (название народа). Однако при этом уже в XVII веке начали появляться переводы «Малого атласа» на русский язык (такой перевод был опубликован в XIX веке Иваном Забелиным и часто цитируется в отечественной литературе), где остров назывался уже Русией, а его жители — рутенами. Плоды западной книжной учености, переводимые на русский язык, да еще с ошибками (да и источники путались в терминах), в итоге и породили миф про «русского князя Одоакра». Добавим к этому еще и плохо образованных современных «исследователей». Каменная плита с именем Одоакра Впрочем, у Лесного был еще козырь в кармане — каменная плита из катакомб при церкви Святого Петра в Зальцбурге с надписью: «Лета Господня 477. Одоакр, вождь рутенов, гепиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божией, блаженного Максима с его 50 товарищами, спасавшихся в этой пещере, из-за исповедания веры, сбросили со скалы, а провинцию Нориков опустошили мечом и огнем» (Anno Domini CCCCLXXVII Odoacer Rex Rhutenorum Geppidi Gothi Ungari et Heruli contra Ecclesiam Dei sevientes Beatum Maximum cum sociis suis quinquaginta in hoc speleo latitantibus ob confessionem Fidei trucidatos precipitarunt Noricorum quoque provinciam ferre et igne demoliti sunt). Собственно, плита эта была известна западным ученым достаточно давно, но русские эмигранты узнали о ней довольно поздно. Как писал в 2014 году современный российский историк Александр Рыбалка: «Году в 1933 пожилому русскому эмигранту Г.Е. Янушевскому, некогда генерал-лейтенанту русской армии, а в то время бухгалтеру в технической конторе инженера Л. Долценга в городе Бресте, весьма озабоченному тем, как «заставить народ любить свою страну, свой язык, своё прошлое» и в меру сил трудившемуся над этим, попался в руки путеводитель по катакомбам зальцбургского монастыря святого Петра, из которого он и узнал о существовании Одоакра, князя русинов. Янушевский сделал из этого совершенно очевидные для него выводы, которые предал перу, а затем и печати: «Первое известное доселе несомненное свидетельство о существовании в средней Европе народа Руси относится V веку по Р. Хр. Это — сохранившаяся еще и доселе в городе Зальцбурге (древнем Ювава) в катакомбах при церкви св. Петра древняя мраморная доска с латинскою надписью, что в 477 году князь Русинов Одоакр (Оdоасеr гех Rhuthenorum), в союзе со своими соседями на среднем Дунае Остготами, Герулами, Геппидами и Гуннами, опустошил пограничную римскую провинцию Норик на правом берегу Дуная. Еще в половине XVII века на юге нынешней России сохранялась память о том, что эти древние Русы были предками Киевской Руси. Яшушевский также пишет, что доска с текстом поставлена епископом Рупертом, летописцем (?), который около 560 года построил церковь св. Петра и привёл в порядок катакомбы при ней». Правда, скучные факты говорят о том, что каменная плита с данной надписью появилась не ранее начала 1520-х годов (и это вынужден признать даже Лесной), ранее о ней никто не знал. Более того, в синхронных исторических источниках опять-таки сплошь и рядом Одоакр называется королем не рутенов (Rhutenorum), а ругов (Rugorum). И более того, еще историки XVII века установили, что замена ругов на рутенов происходила под влиянием уже упомянутого выше летописца XII века Готтфрида из Витербо. В общем, ничего принципиально нового к доказательствам якобы русского происхождения Одоакра и «плита из Зальцбурга» не добавляет. Резюмируя — упоминания об Одоакре как о «короле рутенов» встречаются в западной литературе XV — XVII веков, из них они перекочевали в южнорусскую литературу и риторику XVII века, благо даже православная ученость в Киеве была сугубо латинской (вспомним хотя бы «Тараса Бульбу» Гоголя). Отдельной историей была информация про остров Рюген, описанный продолжателями Меркатора и в русском переводе часто превращавшемся в населенную рутенами Русию. Все вместе и породило исторический миф, крайне льстивший плохо образованным обывателям — еще бы, наши далекие предки низвергли и покорили сам великий Рим!