Хуаньцю шибао (Китай): в Москве своими глазами увидел «красный СССР»
В конце сентября корреспондент «Хуаньцю шибао» посетил Москву, где на тот момент стояла золотая осень: деревья с золотыми и огненно-красными листьями ослепляли своей красотой. Тогда же корреспондент случайно встретился и с другим «красным цветом», посетив музей-мастерскую народного художника СССР Дмитрия Аркадьевича Налбандяна — «первого художника советского Политбюро» — где прошелся вдоль стен, увешанных портретами советских руководителей, передающих характер той эпохи, окунулся в атмосферу Советского Союза во времена Ленина, Сталина и Хрущева, и ощутил на себе стремительные исторические перемены. Налбандян получил множество национальных наград. Будучи академиком Академии художеств СССР (АХ СССР), он был лауреатом Ленинской премии, двух Сталинских премий, а также получил звание Народного художника СССР и Героя Социалистического труда. Через улицу от правительственного высотного здания располагается девятиэтажный жилой дом в стиле 20-30-х годов прошлого столетия. По решению Комитета по Туризму Города Москвы музей-мастерскую Дмитрия Налбандяна, который пользуется популярностью среди жителей города, разместили на верхнем этаже. В этом помещении, расположенном на 200 квадратных метрах, Налбандяна когда-то встречал гостей и занимался творчеством. Теперь же здесь находится частный музей, который является частью Московского музея современного искусства. Внутри можно найти более 1500 тысячи экспонатов, в том числе картины, нарисованные маслом, эскизы, фотографии и личные вещи художника. Здесь корреспондент «Хуаньцю шибао» увидел наброски, которые делал Налбандян во время создания портретов советских руководителей — Сталина, Хрущева, Брежнева. Рассматривая его произведения, можно заметить тот подъем духа и энтузиазм, которым была пропитана страна в то время, начиная от эпохи Ленина и заканчивая Брежневым. Дмитрий Налбандян родился в Армении и в советскую эпоху получил известность как талантливый портретист, который писал портреты политиков. Он внес выдающийся вклад в это направление искусства. Говорят, что тогда он имел право входить почти во все кабинеты советского Политбюро и в кабинеты вышестоящих руководителей, чтобы найти вдохновение и написать их портреты или другие картины. На витрине лежала черно-белая фотография Иосифа Сталина, стоящего у письменного стола. Ее ценность заключается в том, что она была сделана во время написания портрета советского лидера, когда тот в течение 40 минут позировал Налбандяну. Это подтверждает тот факт, что, вероятно, это был единственный раз, когда Сталин стоял без малейшего движения около 40 минут, чтобы у художника была возможность написать картину. Также говорят и то, что до встречи с Налбандяном портрет Сталина пытались писать и другие художники, однако советский вождь всегда находил недостатки в их работе. Налбандяну же, напротив, за счет своей особой техники и приемов написания портретов удалось расположить к себе Сталина. Экскурсовод поделился с корреспондентом и сказал, что в 30-40-х годах прошлого века можно было фотографировать только на черно-белую пленку, и в то время кисть художника позволяла «оживить» портреты советских лидеров, а также картины, посвященные политике и войне. В то время на стене практически каждого комитета висела репродукция этого портрета, написанного Дмитрием Налбандяном. После визита Мао Цзэдуна в СССР и встречи китайского лидера с Иосифом Сталиным в 1950 году Налбандян также написал очень известную картину «Великая дружба». В советское время повсюду можно было увидеть портреты Налбандяна. Советские книги, печатные издания, фильмы — везде присутствовали произведения этого художника. Тогда его шедевры пытались заполучить к себе в коллекцию как советские художественные музеи, так и музеи искусств других стран. В 1990-х годах, когда распался СССР, 83-летний Налбандян написал маслом картину «В. И. Ленин у телефона». Художник помнил о советском периоде до самого конца своей жизни. Три года спустя после написания картины Налбандян умер. Белый потолочный вентилятор, подаренный Гагариным Дмитрий Аркадьевич писал портреты не только советских вождей, но и известных личностей того времени, с которыми связано немало интересных историй. В зале музея-мастерской на потолке висит белый вентилятор — своеобразный символ дружбы Налбандяна с известным советским космонавтом — Юрием Гагариным. Советский Союз обогнал Америку, первым отправив человека в космос, который совершил полет вокруг Земли, за что каждый советский человек испытывал невероятную гордость. Во время выставки работ, посвященных успехам СССР в освоении космического пространства, между Налбандяном, Гагариным и другими космонавтами возникла глубокая дружба. Первое посещение Гагариным мастерской художника пришлось на лето, тогда ему показалось, что в помещении, расположенном на верхнем этаже дома, было настоящее пекло. Поэтому, когда космонавт пришел туда снова, он принес «подарок» — потолочный вентилятор, который на тот момент был редкостью в советских домах. Он своими руками установил вентилятор. Гагарин хотел, чтобы летом художник мог писать картины, не мучаясь от жары. Окно в Советский Союз В советское время в этом доме проживало немало видных деятелей искусства. Например, известный советский поэт и писатель Демьян Бедный. Сегодня их портреты и краткая биография также высечены на стенах этого дома. По словам экскурсовода, в этом помещении не только выставлены произведения Налбандяна, оно также служит «классной комнатой». В правой части музея-мастерской стоят шесть рядов стульев: здесь обычно занимаются ученики, а также простые любители искусства. Они приходят сюда, чтобы познакомиться с творчеством Дмитрия Аркадьевича и отточить собственные навыки рисования. Корреспондент «Хуаньцю шибао», находясь в Москве, обнаружил, что в знаменитой Третьяковской галерее (в 1985 году была объединена с Государственной картинной галереей) также выставлены масляные картины, рассказывающие об истории СССР 20-50-хх годов, которые позволяют сформировать более четкое представление о той эпохи. В первой половине этого года известный российский аналитический центр «Левада-Центр» представил результаты исследования, в котором он просил оценить Иосифа Сталина. Оказалось, что более 70% россиян положительно оценивают роль Сталина в истории, а доля тех, кто относится к нему негативно, не достигает 19%. Это самый высокий показатель положительной оценки советского вождя в истории, что и отвечает на вопрос, почему корреспондент китайского издания столкнулся в Москве с «красной» советской эпохой.