Ещё

«Обойдемся без вас, русских»: Их раздевали на лютом морозе и били смертным боем 

«Обойдемся без вас, русских»: Их раздевали на лютом морозе и били смертным боем
Фото: Свободная пресса
В конце декабря 1934 года было подавлено восстание коренных народностей ямальской и большеземельной тундры — ненцев, выступавших против коллективизации. Его еще называют мандаладой (с ненецкого это переводится, как общее выступление вооруженного сообщества).
Ровно 90 лет назад (в 1929 году) был организован первый ненецкий национальный колхоз. В этом году советские власти также начали упорядочение и деление северных территорий на национальные округа — национально-территориальные административные единицы. Земли, на которых кочевали коренные жители этих краев ненцы, делились на разные части. Так, те из них, кто проживал в европейских районах, были отнесены к Республике Коми. Некоторая часть сибирских лесных ненцев оказалась в Ханты-Мансийском национальном округе. А также выделялись другие нацокруга: Долгано-Ненецкий с административном центре в Дудинке, Ямало-Ненецкий (в Салехарде) и, собственно, Ненецкий со столицей в Нарьян-Маре.
Не всем коренным жителям понравилось такое деление на административные единицы. И еще меньше ненцам, среди которых было немало кулаков, не нравилось образование колхозов, которых к 1934 году стало уже 15. Они, в частности, были против заготовок пушнины и отбора оленей. Недовольство, например, выразил кулак Эко Анагуричи, владелец стада оленей в 3000 голов. Другой, ямальский кулак Май Солинтэр уже публично заявил представителям Ханского заготкооператива, что не признает их власти: «Много было у вас разных уполномоченных, ничего они не добились, не добьетесь и в дальнейшем. Я могу жить без русских. У меня есть олени, сыт буду. Судей ваших и советскую власть не признаю, у меня свои законы».
Вскоре мандалада приняла массовый характер. Но поначалу это было скорей пассивное сопротивление и саботаж. Весной 1934 года, например, грузы, которые везли для Ямальских и Приуральских советских факторий, ненцы просто бросили прямо на снег в тундре и оставили там. Но вскоре дошло до избиений и настоящих пыток. Так, на севере Ямала кулаки в присутствии представителей окружного исполнительного комитета устроили расправу над бедняками Пивичи Окатэтто и Нуми Тусида: с них сняли всю одежду, швыряли голыми на снег в трескучий мороз и били смертным боем. Это не могло не вызвать ответной реакции властей. В районы направили военных.
«Красноармейцы стали ходить по тундре, по чумам. По 10-15 человек ходили с ружьями. Все должны были давать им упряжки оленей. Хоть бедный, хоть богатый — все равно должен дать оленей и нарты, если кто не дает, значит, он за белых, его сразу стреляют, — вспоминал уже в начале 1990-х участник мандалады Эсико Лаптандер, которому к тому времени было уже за 90 лет. — А если кто дает оленей, то должен отвезти красноармейцев дальше, куда они скажут. Потом уже может вернуться назад на своей упряжке. Красноармейцы людей собирали с каждой тундры по одному, в Салехард на собрание увозили. Потом какое-то время спустя сказали, что надо собрать по нашей (Усть-Юрибейской) тундре 300 оленей и отдать бесплатно. Люди не хотели отдавать оленей. Был тут один, Ермечи Сэротэтто. У него оленей было три тысячи. Он сказал людям: «Это же немного — 300 оленей». И отдал за всех 300 быков из своего стада».
«Если в 1932-1933 гг. только отдельные, еще недостаточно организованные группы кулаков и шаманов выступали против организации советов и пытались влиять на трудовое население тундры, то уже с весны 1934 г. эти отдельные кулацко-шаманские группы стали соединяться, а к осени 1934 г. оформились в одну многочисленную группу, — сообщалось 20 декабря 1934 года в ЦК и Омский обком ВКП (б) в докладной записке Ямало-Ненецкого окружкома «О политическом состоянии округа к концу 1934 г.». — Основным местом деятельности мандалады является почти весь Ямальский полуостров и восточное побережье Байдарацкой губы — с охватом части территории Приуральского района. Главными организаторами и руководителями кулацко-шаманской группировки в настоящее время является в северной части Ямала Ныд Вануйто, главный же руководитель в настоящее время — Хатево Окатэтто (кулак) со своим помощником Вейсайби Окатэтто (сын кулака Тилянга Окатэтто, осужденного в 1932 г.). В южной части Ямала руководителем группы, объединяющей около 250 чумов, является Ютола Серпиу (середняк). В районе Юрибей во главе группы, объединяющей около 80 чумов, стоят Ямно Окатэтто (шаман), Яното Вануйто, Януюти Вануй-то и Ханзеко Худи (кулак). В Приуралье главным руководителем является Солинтэр (имя и соцположение не установлено), а его заместителем — Илья Пырырко (середняк)».
Примечательно, что некоторые требования участников мандалады были исключительно большевистского характера и носили идеалы равенства и братства. Они касались, например, отмены норм отоваривания продуктами и промтоварами и предлагали покупать все по потребности и на деньги (это ж почти как «от каждого по способностям — каждому по потребностям»). «Долой кулаков и бедняков — мы все одинаковы» и так далее… Правда, некоторые из требований были совсем уж экстремистского и ксенофобского характера: например, «не признаём советов и своих выборных, подчиняться им не будем»; «не надо факторий, потому что стало много ездить русских — уберите русских». Ну, а требование типа «мы против советских законов и выполнять их не будем» и вовсе было откровенно контрреволюционным и антисоветским.
Участники мандалады разгоняли артели и разрушали простейшие госпредприятия, нападали на колхозные стада и уводили их, чтобы потом поделить, или просто убивали оленей. Кроме того, яростно боролись против советской власти: так, зимой они распустили Тиутейский, Тамбейский и Нейтииский нацсоветы. Но главное — они лишили государственные органы связи с факториями Главсевморпути (Сеяхинской, Тамбейской и Мыса Дровяного).
А это уже было чрезвычайно серьезно, ведь Главсевморпуть решал стратегические задачи продвижения советских судов вдоль побережья северных морей и, строго говоря, был, как и весь советский север, режимной территорией. В результате, власти стали действовать более решительно, было дано соответствующее распоряжение. И в самом конце декабря 1934 года силами отряда ОГПУ в 100 человек восстание ямальских ненцев было подавлено.
Новости России: Экономист назвал бредом данные о росте доходов
Видео дня. Вещи, о которых грезили советские женщины
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео