Николай II: государь-имитатор
Расстрел рабочих 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года, шедших с иконами и хоругвями к Зимнему дворцу подать коллективную петицию царю, запустил цепную реакцию трагических событий. Страна пережила две революции и гражданскую войну, а Николая II расстреляли. Историки единодушны: выйди государь тогда к народу и прими челобитную, мы бы до сих пор жили в Российской империи. Письмецо в конверте Петиция от имени рабочих заверяла царя в верноподданнических настроениях. Но главная ее идея - созыв народного представительства, по сути - парламента. Кроме этого у государя просили отделения церкви от государства, равенства всех перед законом, свободу собраний и неприкосновенность личности, свободу слова, печати и вероисповедания, общее образование за государственный счет, 8-часовой рабочий день, ответственность министров перед народом, исполнения военного госзаказа в России, а не за границей. Штыки против икон Решение обратиться к царю как к защитнику простого народа от министров-капиталистов возникло во время забастовки. Поводом к ней послужили увольнения на Путиловском заводе. Дождавшись выходного дня, 160 тыс. рабочих вместе с женами и детьми (в основном это были вчерашние крестьяне, бежавшие от нищеты и голода из деревень в город) взяли домашние иконы и пошли к Зимнему дворцу. За несколько ней до шествия представитель рабочих священник Георгий Гапон известил о нем городские власти, а копии петиции лично передал министру юстиции и в МВД. В ночь на 9 января в Петербург на усиление 10-тысячного полицейского гарнизона прибыло 30 828 человек пехоты и кавалерии. Перед ними была поставлена задача: любой ценой не допустить рабочие массы в центр города. Святые мученики Встретили войска и полиция мирную демонстрацию огнем и нагайками. На следующее утро после расстрела были опубликованы официальные данные: 130 убитых и 299 раненых. Но спустя четыре дня министру внутренних дел был подан пофамильный список на 4600 убитых и смертельно раненых. Его не рассекретили. Поп-звезда Гапон После окончания духовного училища Георгий Гапон начал проповедовать в церкви Милующей Божьей Матери на Васильевском острове. Проповеди Гапона собирали множество людей, и нередко церковь не вмещала в себя всех слушателей. «Священник приобрел чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его пророком, явившимся от Бога для защиты рабочего люда. Женщины говорят о нем со слезами на глазах», - писал о нем петербургский прокурор. Художник Василий Верещагин советовал ему сбросить рясу и работать на благо народа. Такая возможность подвернулась в 1902 году. В России по инициативе департамента полиции было создано «Собрание русских фабрично-заводских рабочих». Его затеяли как сеть легальных рабочих организаций в стране. Чтобы работяги могли через него под контролем государства отстаивать свои социально-экономические права, не прибегая к политическим методам борьбы. Этот прообраз советских профсоюзов и возглавил Гапон. Своих отношений с департаментом полиции Гапон не скрывал, а все полученные от него деньги раздавал нуждающимся. Начальник особого отдела, легенда политического сыска Сергей Зубатов, писал: «Гапон вел образ жизни совсем аскетический, питаясь черным хлебом и маслинами», «часто был вынужден ходить в туфлях жены, поскольку отдавал свои ботинки босякам». Спас, чтобы убить После расстрела демонстрации Гапона увел с площади эсер Петр Рутенберг. По дороге священника остригли и переодели в светскую одежду, а затем привели на квартиру Максима Горького. Увидев Гапона, писатель обнял его, заплакал и сказал, что теперь «надо идти до конца». Гапон тут же написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооруженной борьбе против самодержавия. По иронии судьбы именно Петр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг в борьбе за власть в марте 1906 года задушил Георгия Гапона на своей даче в Озерках. Впоследствии он стал одним из организаторов Американского еврейского конгресса. На деньги Великобритании создал и поныне существующую в Израиле Электрическую компанию. Фальсификация истории В советскую эпоху господствовал миф о Гапоне как агенте-провокаторе царской охранки. Он был закреплен в «Кратком курсе истории ВКП(б)», изданном в 1938 году под редакцией Иосифа Сталина. Хотя еще в 1906 году Ленин писал, что вопрос об искренности Георгия Аполлоновича «могли решить только развертывающиеся исторические события, только факты. И факты решили этот вопрос в пользу Гапона». Последние сомнения на этот счет рассеялись после прибытия мятежного священника за границу. Там он взялся за подготовку вооруженного восстания, и все революционные партии открыто признали в нем своего верного соратника. Спонсор Ильича Во время короткой вынужденной иммиграции в Швейцарию Гапон часто встречался с Лениным. Будущий вождь революции частенько занимал у него деньги, но никогда не возвращал. Его задевало, что журналы платят необразованному попу за статьи гораздо больше, чем ему. Надежда Крупская вспоминала, что знаменитые слова «учиться, учиться и еще раз учиться» Владимир Ильич впервые сказал именно Гапону. Дело было в женевской пивной. Одно лицо В окружении Игоря Талькова рассказывали, что певец считал себя перевоплощением Георгия Гапона и мессией, чье предназначение - поднять забитый и униженный русский народ на борьбу с геноцидом. Артист всячески старался быть похожим на мятежного попа-социалиста внешне и активно занимался поиском личных вещей своего кумира. Венценосный маньяк Через несколько дней после событий американское агентство Reuters в статье «Венценосный маньяк» сообщило, что царь Николая II лично участвовал в кровавой бойне, якобы стреляя с балкона дворца по демонстрантам из датского пулемета системы Мадсена. ЦИТАТА «Если бы мне пришлось ради рабочих сделаться не только священником или чиновником, а проституткой даже, я, ни минуты не задумываясь, вышел бы на Невский». Комментарий к цитате: Эта сильная фраза так запала в душу Владимира Ленина, что он, полностью переиначив ее смысл, потом не раз называл своих противников политическими проститутками.