«Афган-Метрострой». Сложный мир настоящих героев

Следующий заплыв — Третий Рим. А я все надеюсь, что меня не убьют. Я слышу мертвых Я вижу живых. В каком уголке мира будет воевать Россия завтра, которая уже сегодня готова изменить конституцию и сбросить с себя ярмо обязательств по международным договорам, заключённым с окружающим её миром, не может предугадать никто. Война (Афганистан, Чечня, Сирия, Донбасс) — это в первую очередь люди, которые так или иначе возвращаются домой. Кто-то в цинковых гробах. Кто-то — «на своих двоих», а если не повезёт – на одной, заменяя вторую упёртым под мышку и путёвкой на бесплатное протезирование в госпитале. Всем этим людям нужна помощь. Российское государство может предложит им скромную пенсию. И в качестве бонуса — необъятных размеров туннель, ведущий к МЦК «Шоссе Энтузиастов», где каждое утро, спеша на работу, мы встречаем вчерашних героев. Пожилые и помоложе. «Афганцы» и «чеченцы». С обеими руками и с одной. Голосистые и совсем безголосые поют песни о своём воинском долге, не вернувшихся с войны ребятах, родине-России. В открытые футляры гитар летят сторублёвки. Эти дожили до наших дней. Те, другие, которые наивно полагали, что Родина отблагодарит их за выполнение национально-интернационального долга вечным почётом, уважением, достатком, оказались у руин Союза СССР. И Союз этот больше никому и ничего не был должен. Причина уважительная – был мёртв. Новая Россия могла предложить вчерашним воинам-интернационалистам «работу по специальности» в «военнизированных структурах» иного рода — всевозможных «бригадах» и ОПГ. И многие из тех, кто не сложил голову под перекрёстным огнём «душманов», пал менее геройской смертью на полях сражений братвы. Образ молодого парня, который оказывается никому не нужен, вернувшись с поля боя, практически идеально заходил широкой киноаудитории. В 90-е малоизвестный молодой историк, не имевший, по большому счёту, отношения к кинематографу, кандидат наук Сергей Бодров снялся в фильме Алексея Балабанова «Брат». Сыграв роль ветерана Первой чеченской — простого русского парня который на «гражданке», помогая брату, становится виртуозным киллером, готовым противопоставить свою армейскую правду вдруг обрётшим статус закона «понятиям» — Бодров проснулся знаменитым. А его герой «отсидевшийся в штабе писарем» Данила Багров вдруг оказался одной из культовых персон нашей с вами непростой современности, где добрым словом и пистолетом можно было в те годы сделать больше, чем одним лишь добрым словом. Но это кино – и его связь с реальностью — очень большая условность. Есть совершенно другая — «всамделишная» — жизнь. И живые, настоящие участники советских и российских военных кампаний. Они понимают, что с войной и вчерашними ветеранами, дожившими до её окончания, необходимо работать на постоянной основе. Одной из организаций, занимающихся на общественных началах «вчерашними войнами» и порождёнными ими многочисленными проблемами, является РОО «Афган-метрострой». Изначально эта организация ветеранов афганской войны при московском Метрострое называлась «Контингент». Цели и задачи общественного объединения разнились в зависимости от стремительно менявшегося вокруг времени. Совсем, как в боевой обстановке: сегодня на первый план выходило одно, завтра – другое. Но одна цель оставалась неизменной. Создатели РОО «Афган-метрострой» всегда помнили и продолжают помнить, что помощь в адаптиации к мирной жизни ребятам, поучаствовавшим в боевых действиях, а также семьям тех, кто не дождался сыновей, братьев, мужей, воевавшим по контракту или по призыву, не может быть «перманентной» — разовой. Война – глобальнейший «стресс-фактор», пройдя через который человек получает ни с чем не сравнимую душевную (или, если угодно, психологическую травму). И нуждается после этого именно в пожизненной поддержке. Какой? Всесторонней. Психологической и материальной. В РОО «Афган-метрострой» нет людей, которые, словнго «бог из автомобиля», огулом решают все вопросы вчерашних ветеранов. Но принцип «Помогли себе — поможем и другим» никто не намерен забывать. Общественную организация возглавляет воин-интернационалист Виктор Алексадрович Кордубан, вот уже четверть века работающий в Метрострое. Виктор Кордубан — гвардии рядовой 371-го гвардейского мотострелкового полка, служивший в Афганистане с 1 августа 1984-го по 11 августа 1986 года стрелком, гранатомётчиком, снайпером. Возглавляемое им РОО не оставляет взятую когда-то на себя военно-патриотическую миссию. Помогает ветеранам всех войн, в которых участвовали Советский Союз и Россия. Увековечивает память погибшим. На базе колледжа Метростроя созданы музеи, аллея памяти и даже поисковый отряд «Память метростроя». Председатель Виктор Кордубан и члены общественного объединения на протяжении многих лет ведут самую активную работу с подростающим поколением. Молодые ребята впитывают алгоритмы подлинного патриотизма, взаимодействуя рука об руку с настоящими «неэкранными» героями. Их пример для подражания более весом и актуален, чем кино про тех, кто, отслужив, стал резидентом «Бандитского Петербурга» и ещё более бандитской Москвы. Виктор Кордубан, его боевые товарищи в основной своей массе сумели найти своё место в мирной жизни и адаптироваться к ней. Многие из них продолжили службу, став на защиту правопорядка в разных уголках России. Сегодня РОО «Афган-метрострой» помогает приспосабливаться к мирным реалиям другим людям. И хоть «Афган» давно закончен, работы навалом. Вместе ведётся работа по увековечиванию памяти тех, кто погиб в Великой Отечественной войне. Сегодня, в преддверии 75-летия Победы, значимость этой работы возрастает многократно. Общественное объединение, его члены, его молодые помощники ведут строительство памятников и обелисков в местах кровопролитных боёв. На регулярной основе проводятся фестивали военно-патриотической песни имени Василия Денисова. Широкой аудитории имя этого реального героя известно, конечно же, меньше, чем имена киношных «рэмбо». И, тем не менее, Василий Денисов (1956-2009) был настоящей легендой советских и российских сил специальных операций, ветераном ВДВ и спецназа, снайпером… А главное — бесконечно талантливым человеком, которого Небеса одарили удивительным даром написания и блестящего исполнения авторских песен о войне. Они, эти песни, пронзительны. Почему? Вопрос риторичесий: написаны человеком, который был даже там, где нас официально не было. РОО «Афган-Метрострой» не может похвастать многомиллионным бюджетом, финансовой поддержкой сильных мира сегодня. Однако его участники, члены боевого браства, делают всё возможное, а порой и невозможное, чтобы поддержать семьи и павших на полях сражений, подставить плечо боевым товарищам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, провести встречи, меропряития, посвящённые священным датам афганского братства и Дню матери — празднику тех, кто и сегодня ждёт своих сыновей из разных уголков мира, где мы, что бы там не говорили, есть. Зачем это всё? Только ли «чтобы помнили»? Нет. Чтобы выживать на «гражданке». Там, где жизнь совершенно другая. Там, где тебя, как правило, никто, кроме твоей семьи, не ждёт. Дайте мне свечку, дайте вина! Где же, черт, в этой тьме магазин? Я не надеюсь дотянуть до седин, Но я не хочу сходить здесь с ума. (Юрий Шевчук, ДДТ, 1993) Такая история.

«Афган-Метрострой». Сложный мир настоящих героев
© Русская Планета