Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Большая политика Большого театра

Большой театр показал свое первое представление 18 января (по новому стилю) 1825 года. В тот день давали «Торжество муз» - пролог на стихи , под музыку Фридриха Шольца, Алексея Верстовского и . Сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего в 1805 году Большого Петровского театра Меддокса создал новый.
Большая политика Большого театра
Фото: Русская ПланетаРусская Планета
Роли исполнили лучшие московские актеры: Гений России - трагик Павел Мочалов, Аполлон - певец , муза Терпсихора - ведущая танцовщица московской труппы Фелицата Гюллень-Сор.
О богатой и славной биографии Большого, о том, какие музыкальные события проходили в этом величественном здании, буду упоминать лишь мельком. Вспомню о том, как театр стал ареной политических баталий, как отзывался на события в стране. В его стенах выступали пламенные ораторы, там звучали сообщения о происходящих в России событиях.
Злобный Ленин
Весть о свержении самодержавия разнеслась по Москве 28 февраля (по старому стилю) 1917 года. В тот день состоялся последний спектакль «императорского» Большого театра – «». На несколько дней жизнь в нем затихла. Потом потекли обычные дни с привычным репертуаром. Из театра лишь убрали символ самодержавия – двуглавого орла.
После Октябрьской революции Большой театр, так же, как и Мариинский в Петрограде, был закрыт. Артисты подписывали резолюции, в которых выражали возмущение такими «приемами политической борьбы», как обстрел московского Кремля, захват Малого театра красногвардейцами, назначение в театры комиссаров. Но это были еще «цветочки»
Постепенно над Большим, который возобновил спектакли, сгущались тучи, которые сгущал Ленин. К слову, под сводами театра вождь мирового пролетариата выступал 36 раз – на съездах, конференциях, заседаниях. В последний раз – 22 ноября 1922 года. А 21 января 1924-го в день Всероссийского съезда Советов здесь прозвучало сообщение о кончине председателя Совнаркома
В Большом Ильич слушал и концерты. К примеру, Федора Шаляпина. Однажды, когда тот затянул «Дубинушку, ему подпевал весь переполненный зал. В том числе, Ленин
Аудитория театра изменилось – вместо людей во фраках и выходных платьях зрительские места заполняли рабочие, солдаты. Билеты стоили сущие копейки, а в 1919 году специальным декретом Совнаркома вход в Большой был объявлен бесплатным. Впрочем, так было и в других театрах. Вновь билеты были введены во время нэпа.
На краю пропасти
Судя по воспоминаниям наркома просвещения , «Ленин относился к Большому театру очень нервно», называл его «куском чисто помещичьей культуры». Тому же Луначарскому Ильич писал: «Все театры советую положить в гроб...» И назидал: «Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».
В 1922 году на заседании Совнаркома Большой едва не закрыли в целях «экономии». Рассвирепевший Ленин написал гневное письмо ответственному секретарю ЦК РКП(б) . В нем, в частности, говорилось: «Узнав от Каменева, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой оперы и балета, предлагаю Политбюро постановить:
Поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК.
Оставить из оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления (как оперные, так и танцы) могли окупаться (например, окупаться путем участия оперных певцов и балерин во всякого рода концертах и тому подобное), то есть, устранением всяких крупных расходов на обстановку »
Но Большой театр уцелел. в книге «Большой театр. Культура и политика» писал: «В итоге всякий раз, когда Ленин, опираясь на выводы очередной комиссии, проводил через Политбюро решение об окончательном закрытии Большого театра, это решение отменялось или тормозилось – либо в Совнаркоме, либо во ВЦИК. Формировалась новая комиссия, и государственное бюрократическое колесо неспешно, со скрипом начинало новый оборот, а решение о закрытии Большого тетра опять повисало в воздухе».
17 ноября уже вышел указ о закрытии Большого театра, весь коллектив должен был получить увольнительные пособия. Но – к счастью, для Большого Ленин заболел, и заседание Политбюро вел нарком по делам национальностей Иосиф Сталин. Именно он защитил театр! Ему поспособствовали Лунанчарский, большой любитель балета и балерин, председатель ВЦИК , секретарь президиума ВЦИК Авель Енукидзе. Он тоже был известен повышенным вниманием к женской части труппы Большого театра.
Бесстрашно ложилась на «амбразуру» директор театра . Угрозу закрытия Большого она назвала «непоправимой бедой, которая может разрушить бесповоротно одно из самых ярких и богатых учреждений русской культуры. Закрыть Большой театр, конечно, недолго, но собрать потом, когда ошибка станет убедительной для всех, – собрать разрушенное уже не удастся»
Словом, Большой был на краю пропасти. Но – не сорвался вниз.
Артисты были слабы от недоедания, грустны от неопределенности и страдали от бытовых невзгод. Певица вспоминала: «Однажды я получила за концерт колун, пилу и две кастрюли. Я с гордостью несла домой эти необходимые вещи».
«Риббентроп преподносит Улановой »
Сталин внимательно следил за деятельностью Большого в течение почти тридцати лет. И репертуар целиком зависел от его вкусов. К примеру, опера «Тихий Дон» Ивана Дзержинского ему понравилась, а «Леди Макбет Мценского уезда и «Великая дружба Вано Мурадели – нет. «Леди » была устроена шумная обструкция. «Правда» писала: «Слушателя с первой же минуты ошарашивает нарочито нестройный, сумбурный поток звуков Это музыка, умышленно сделанная «шиворот навыворот», так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с классическими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью».
Специальным постановлением Совнаркома было создано Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром при Главлите РСФСР (сокращенно Главрепертком). В документе говорилось, что «ни одно произведение не может быть допущено к публичному исполнению без разрешения Главреперткома » Такой жесткой цензуры не было никогда и нигде в мире
В Большом проходили собрания, на которых костерили «врагов народа» и требовали для них смертной казни. По случаю 30-летия Октябрьской революции фасад Большого украсился портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Ведущие артисты выражали благодарность партии и правительства за заботу и поддержку и лично - генсеку. Сам он выступал здесь в декабре 1937 года на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа.
Большой стал частью культурной программы, подготовленной для министра иностранных дел Третьего рейха. В песне Александра Городницкого «Вальс тридцатого девятого года есть такие слова: «Риббентроп преподносит хризантем необъятный букет » Он посещал Москву августе 1939 года, когда заключал со Сталиным пакт о ненападении, и через месяц - в сентябре. Во время второго визита Риббентроп выкроил время для балета.
В тот день в Большом давали «Жизель» , и на спектакль специально вызвали Галину Уланову, приму ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (ранее и позже – Мариинского).
Спектакль прошел с большим успехом, но Риббентроп, не досмотрел представление до конца, ибо улетал в Берлин. Утром в дверь гостиничного номера Улановой пришла переводчица с огромным букетом роз и сказала: «Господин Риббентроп не смог лично засвидетельствовать вам своего восхищения, но просил передать эти цветы».
Уланова взяла букет и с ужасом подумала: «Теперь меня непременно посадят!» Ее с трудом успокоили. Конечно же, никто не собирался ее сажать
Прошло всего два года и немецкие бомбы обрушились на Большой. 28 октября 1941 года в четыре часа дня прорвавшийся к Москве бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Полностью разрушенными оказались скульптуры в нишах, лепнина, капители колонн портика, дубовые двери, оконные рамы, художественные торшеры
Последний спектакль Сталина
По свидетельству , Сталин ходил, в основном, на оперы - «Князь Игорь», «Садко», «Хованщина», «», «Пиковая дама». В этих спектаклях, как правило, участвовали лучшие певцы страны.
«В этом первом моем сезоне 1952/53 года Сталин бывал несколько раз на оперных спектаклях, и я помню атмосферу страха и паники в дни его посещений, - вспоминала она в своей мемуарной книге «Галина». - Известно это становилось всегда заранее. Всю ночь охрана осматривала каждый уголок театра, сантиметр за сантиметром; артисты, не занятые в спектакле, не могли войти в театр даже накануне, не говоря уже о дне спектакля. Участникам его выдавались специальные пропуска, и, кроме того, надо было иметь с собой паспорт. С уже объявленной афиши в этих случаях дирекция могла снять любого, самого знаменитого артиста и заменить его другим, в зависимости от вкуса Великого »
Любил ли Сталин музыку? Наверняка. Но еще больше – Большой с его яркостью, помпезностью. Здесь генсек больше ощущал свое величие. Он покровительствовал театру, щедро награждал артистов. Сталину нравился бас , сопрано Наталия Шпиллер и меццо-сопрано . Обе певицы были красивые, статные. Молва утверждала, что генсек был связан с Давыдовой более «теплыми» отношениями
Считается, что последним спектаклем, который видел Сталин в Большом, был «Пиковая дама», показанный в конце февраля 1953 года. Во время представления случился казус, который мог дорого обойтись Петру Селиванову, исполнявшему партию Елецкого. Артист, увидев сидевшего в ложе генсека, от волнения и страха потерял голос. И не запел, а заговорил: «Я вас люблю, люблю безмерно, без вас не мыслю дня прожить » и так всю арию до конца в сопровождении оркестра!
Зал ответил издевательскими хлопками. Артист, не без оснований считавший, что его карьера в Большом окончена, был ни жив, ни мертв
В антракте Сталин вызвал к себе директора театра . Тот явился – на ватных ногах, с посеревшим от страха лицом.
«Скажите, кто поет князя Елецкого?» - язвительно спросил Сталин. Услышав ответ, поинтересовался: «А какое звание имеет артист Селиванов?»
«Народный артист РСФСР», - едва слышно ответил Анисимов. Сталин выдержал паузу, потом сказал: «Добрый русский народ!..» И засмеялся.
Хрущев и «Лебединое озеро»
В те дни, когда страна оплакивала Сталина, кто-то, проходя по коридору Большого, негромко бросил: «Прокофьев умер » Но в те дни мартовские дни говорили и писали только об усопшем вожде, и прощание с композитором, музыка которого не раз звучала на сцене театра, получилось скромным, камерным...
Другие руководители СССР не были замечены в пристрастии к опере и балету. Они только решали, пустить того или иного артиста за рубеж или не стоит – это опасно, может остаться за границей. К примеру, Никита Хрущев и его соратники долго думали, что делать с . В конце концов, они соблаговолили разрешить ей поездку США.
Хрущев как-то признался: «Как вспомню, что вечером опять «Лебединое озеро» смотреть», аж ком к горлу подступает». Дело в том, что этот балет входил в обязательную программу визита зарубежных гостей. И, вероятно, Никита Сергеевич смотрел, точнее, вынужден был смотреть этот балет несколько десятков раз!
Большой театр и после Сталина долго оставался местом, где проводились тожественные мероприятия. Хрущев в своих мемуарах заметил, что Большой театр является прообразом политической сцены. К примеру, там проводилось торжественное заседание, посвященное 50-летию первой русской революции. «Сцена украшена торжественно и строго, - писала «Правда». – В центре ее на фоне алых бархатных полотнищ большой скульптурный портрет Владимира Ильича Ленина. У постамента, обрамленного живыми цветами, несут почетный караул советские воины »
Никто не знал, что если бы вождь мирового пролетариата, сильно не занедужил, то, возможно, смог добиться уничтожения Большого театра. Сегодня об этом даже страшно подумать