Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Гибель Ермака: что на самом деле случилось с покорителем Сибири

Атаман Ермак был фигурой загадочной и мрачной, и если одни историки считают его героем, первопроходцем, положившим начало освоению Сибири, то другие говорят о его жестокости, физической силе и жажде золота и славы. Татарские националисты говорят о том, что это из-за Ермака количество сибирских татар, проживающих на территории Сибирского ханства, к концу XVI века уменьшилось на 80% – одних уничтожили, а других вытеснили в Среднюю Азию, на территории проживания мусульман. Создатель официальной истории Российского государства, , не питал никаких иллюзий по поводу Ермака и писал о нем следующее: «Это таинственная и мрачная личность, одним именем своим внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности».

Гибель Ермака: что на самом деле случилось с покорителем Сибири
Фото: КириллицаКириллица

Кем он был и в кого верил – неизвестно

Видео дня

Настоящее имя этого человека неизвестно. Неизвестно и как он выглядел, все описания историки относят к недостоверным. Тобольский боярин Семен Ремезов в «Истории Сибирской» описывал его как человека, имевшего облик стeпнякa – «плoскoлиц, черен брaдою и влaсы». Одни считают, что Ермак – это прозвище, означающее «жернов для мельницы», другие считают, что это сокращенное прозвище от Ермолая, третьи уверены – Ермака звали Василием. Летописец XVII века Савва Есипов писал, что дед Ерамака из Суздаля, что звали его самого «Василей» Тимофеевич Аленин, а прозвище Ермак значило «артельный котел». Было и другое прозвище – Токмак, что значило – «бить», «калечить» и говорило о нраве атамана. Но называют его и Ермилой, и Германом, и Еремеем. Некоторые считают Ермака ногайцем или даже сибирским татарином – выходцем из семьи местных князей, которых разорил хан Кучум. Хану Кучуму Сибирская летопись приписывает такие слова о Ермаке: «самозванец приидох корысти ради и величия». Мусульманские устные легенды говорят о том, что Ермак был мусульманином, и бек Елычай хотел отдать замуж за Ермака дочь, и что хоронили Ермака по мусульманским обычаям. Не знаем мы ничего и годе его рождения. Вроде бы к моменту похода на Кучума Ермаку было 40–45 лет. И это все.

Под «англицким» флагом?

До сих пор сохранились три знамени, под которыми Ермак ходил в Сибирское ханство. На одном из них изображение библейского героя Иисуса Навина с , а два других изображают единорога и льва. Это весьма похоже на английские гербы Викторианской эпохи, на которых эти звери держат щиты. Однако историки считают, что единорог Ермака ведет свое происхождение от печати , на которой был изображен этот зверь. В православии этот зверь был символом чистоты и непорочности.

Он был бандитом

Сибирская летопись свидетельствует о том, что Ермак был «силен, велeрeчив и остр», ходил на стругах по рекам, работал, но, прибрав к рукам небольшую ватагу, «пошел от работы на разбой» – то есть начал для власти и денег, а не от нужды, грабить караваны. Англичанин Джонн Белл писал о Ермаке, что тот собрал шайку и начал разбойничать по дорогам и натворил столько дел, что царю пришлось отправить против него войска. Тогда Ермак сбежал в Персию, но персы, прознав о его преступлениях, выгнали его, после чего он объявился на Урале – искал убежище (историки А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков «Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком»). Даже официальная история признает, что Строганов, по сути, «спровадил» банду Ермака за Урал, так как тот, по просьбе промышленника укротив «местных татар», начал бесчинствовать и разорять местные народы.

Он убивал и вешал

Об этом пишет в своей летописи историк Семен Ульянович Ремезов (XVII век). Когда Ермак завоевал «Назымские волости» и взял боем крепость в Аремзяме, то первое, что он сделал – это перебил всех врагов, лучших из них «повесил за ногу», а сдавшимся князькам приказал целовать окровавленную саблю и приносить присягу русскому царю. Столица Сибирского ханства Искер была разграблена и сожжена дотла. Несмотря на то, что Ермак дрался с ханом под знаменами царя, грабил он вполне по-бандитски, и отнюдь не все отправлял царю. Историк Сибири Сергей Владимирович Бахрушев в своих «Очерках истории…» указывал, что золото и соболей ушкуйники делили между собой. Казахский историк М. К. Зиманов в книге «Алтайская звезда. Национальная идея Турана» приписывает Ермаку трагедию, разыгравшуюся в Сарайшике – бывшей золотоордынской столице, в 1581 году, где ушкуйники убили все население в 2000 человек, изнасиловали женщин, а потом разрыли могилы ханов Золотой Орды, разграбили их, а кости ханов сожгли. Собственно, оправдать ушкуйников можно – они по-своему, по-бандитски, отомстили за те издевательства, которые Русь терпела от монголов и татарского ига.

То ли утонул, то ли скормили собакам

Как ничего не известно о корнях человека, покорившего хана Кучума, так по сути ничего неизвестно и о его смерти. Возник из неоткуда и исчез в никуда, даже могилы не осталось Одни историки говорят, что погиб он, просто перескакивая с одного струга в другой: упал в воду и не выплыл. Другие, что на его лагерь ночью напали воины Кучума, перебили казаков, а Ермак утонул, пытаясь доплыть до струга. Русские считают, что тело Ермака находится на дне Иртыша. Историк Федор Иванович Миллер пишет, что тело атамана выловил из реки сын хана Беким-Бека Яныш, после чего мусульмане устроили настоящий праздник, а после все же похоронили врага на мусульманском погосте Бегиша. В казахском эпосе «Сатбек батыр» Ермака убивает герой эпоса Сатбек, мстя за смерть жены и детей. Он отрубает Ермаку руку, а потом спускает на врага огромного черного пса. Впрочем, в этом эпосе Ермак предстает изгоем татарского народа и «ордынским разбойником». В других казахских легендах храбрые герои скармливают тело Ермака собакам. Но тут, очевидно, авторы легенд выдают желаемое за действительное. Хотя никто не знает, как все было на самом деле.