От советского информбюро до российского «информбистро»
Информационная пропаганда — уникальное оружие, предназначенное для манипулирования сознанием доведённых до состояния отупляющего ужаса и патриотической истерии народных масс. А ещё для чего? Для того, чтобы категорически и непримиримо отвергать ошибки и просчёты власти, превращая их в неоспоримые достоинства. 21 февраля, 59 лет назад, было создано Агентство печати «Новости» (АПН), мутировавшее уже в наше время в РИА Новости, а после судьбоносного 2014 года вошедшего в состав объединяющего пропагандистские ресурсы МИА «Россия сегодня» Считать 21 февраля 1961 года точкой отсчёта существования отечественной пропаганды в корне неправильно. Вспомним о «предтече» «РИА Новости» — Совинформбюро. Оно было создано на третий день Великой Отечественной войны — 24 июня 1941 года. Ключевой задачей информационно-пропагандистского ведомства страны, подвергшейся вероломной атаке немцев («вчерашних стратегических партнёров»), было информирование граждан советской страны о положении вещей на фронте и в тылу, где к станкам встали женщины и дети. Почти в любом советском фильме о войне можно увидеть этот кадр. Напряжённые лица людей, замерших в ожидании бесценных сведений, произносимых главных диктором той эпохи — Юрием Левитаном. В один из первых дней существования «Совинформбюро» вместо голоса Левитана по радио зазвучал голос «вождя народов». Он впервые назвал затравленных репрессиями граждан своей страны «братьями и сёстрами», рассказал о том, что несокрушимость гитлеровской армии – миф, заодно обнадёжив мыслями о том, что были в нашей истории кровопролитные схватки с Наполеоном и Вильгельмом, увенчавшиеся успехом. — Не была ли здесь допущена со стороны Советского правительства ошибка? — задавался риторическим вопросом Иосиф Виссарионович, вспоминая о пакте Молотова-Риббентропа. — Конечно, нет! — отвечал он в этом диалоге с самим собой. И убеждал народ, что в истовой дружбе с Гитлеровской Германией всего лишь хотел мира. Не это ли самый яркий в истории пример того, как можно в глазах миллионов людей превращать нелепые просчёты бездарной власти в её достоинства (вопреки элементарной логике!) и манипулировать сознанием, пробуждая патриотическую готовность рассчитаться здесь и сейчас своей жизнью за ошибки вождей? Созданное в первое дни войны по разнарядке СНК «Совинормбюро», опять-таки, ну никак не могло быть первой цитаделью советской пропаганды. На излёте 1930-х советская пресса запоями реабилитировала нацизм, за что сегодня получила бы от «Роскомнадзора» нагоняй, лишение лицензий, а то и «двушечку» с устроенным в редакции маски-шоу. Мало кто знает, что наши СМИ конца 30-х годов прошлого века были настоящим рупором идей фюрера, мягко упрекавшего Польшу в том, что в этой стране (цитата) «…никогда не было настоящей демократии». Речи Адольфа Гитлера в советских газетах публиковались с завидной периодичностью. Со страниц советской периодики высшие должностные лица СССР восторженно-цинично рукоплескали захвату Польши, подчёркивая «несостоятельность Польского государства» и мастерски оправдывая советское вторжение (внимание!) необходимостью защиты украинцев и белорусов, которым не в состоянии обеспечить безопасность «не проявляющее жизни польское правительство». Ничего не напоминает? Для оправдания превентивных мер находились «капитаны Харченко» — поставщики пропагандистского эксклюзива, очевидцы подготовки нападения Польши не только на Германию, но и на СССР. Англия и Франция прямо обвинялись в нападении на Германию. Во всеуслышание заявлялось о намерении «всемерно» развивать экономические отношения и обеспечивать Гитлера «всем необходимым». Отечественная пропаганда публиковала поздравления Адольфа Гитлера с днём рождения. И принимала горячие поздравления в адрес Иосифа Виссарионовича. Вообще, вплоть до июня 1941года наша пресса была «проницательна до жути». Как много схожего у советской пропаганды с российской? Да полно. Главное — готовность безостановочно врать своему собственному народу, глядя ему прямо в пьяные (не от водки, а от патриотической ереси) глаза. В это всегда готово вкладываться наше государство. Российский Минфин предложил увеличить финансирование опухших от лжи российских государственных СМИ на треть — до 92 млрд рублей. В первую очередь, конечно же, идёт про ФГУП МИА «Россия сегодня», «правопреемнике» и Совинформбюро, и АПН, и «РИА Новости». Эта цитадель отечественной пропаганды превзошла всех своих предшественников благодаря развитию прогресса. Симоньян в каждом смартфоне? Про этот ужас, вероятно, написал бы даже Стивен Кинг, впрочем, сказавший как-то про одного авторитетного политического лидера: «Сам тот факт, что у этого парня палец на кнопке, страшнее того, что я написал за всю жизнь». Настоящим информационным «изумрудом подлинного профессионализма» МИА «Россия сегодня», рупором правды, уносимой в массы во всемирном масштабе, является информационный телеканал Russia Today. В этом году он отметит 15-летие. RT, как и советская пропаганда 30-х, мастерски манипулирует фактами не о германско-польской, но о сирийской войне, утверждая, что Алеппо бомбили курды запрещённой в РФ террористической организации Фронта ан-Нусра, а не военно-воздушные силы дружественного нам Башара Асада. О том, какая из канала RT «кузница «правды», многократно свидетельствовали зарубежные корреспонденты. Например, американский корреспондент RT Стейси Бивенс, поведавшая, как получила редакционное задание сделать репортаж о том, что Германия — failed state. Читай – «несостоявшееся государство». Почти как Польша в 30-е, ей Богу! В ситуации с малазийским «Боингом» RT вообще уподобился Создателю, способному взывать к жизни ранее никогда не существовавших людей, как испанский диспетчер Карлос, который видел, как украинцы сбили гражданский самолёт, и был настолько впечатлён этим фактом, что сменил пол, национальность и гражданство, став Людмилой Лопатышкиной. Ну, а появление в гостях у Маргариты Симоньян двух классических недоумков, любителей солсберецкой готики с намёком на взаимную гомосексуальность (а также выкопанными впоследствии полковничьими погонами и наградными книжками Героев Российской Федерации за «наш Крым») — это и вовсе шедевр, после которого начинают блистать «вечным сиянием чистой правды» даже хранящиеся на дальней полке архива ФСБ челюсти «лучшего друга нашей страны — Фюрера». Схожесть советской и российской пропаганды — ничто по сравнению с весьма существенными различиями. В советское время, как ни крути, различали идеологию и пропаганду, никогда не смешивая одно с другим. Есть ли у нас сегодня идеология, ну хотя бы та, добротная, украденная коммунистами из Нового завета? А вот и нет. От советской системы институтов и идей не осталось и следа. Нет идеологии. Нет цели. Есть мутные «национальные проекты», про которые любой россиянин, включая счетовода Кудрина, скажет, что созданы они в целях дальнейшего разграбления государственного бюджета. Место идеологии заняла пропаганда, на которую мы увеличиваем расходы. И пропаганда без идеологии – это пропаганда на уровне психопатологии, апеллирующая всё к тому же нагнетанию атмосферы всеобщего страха, сдобленного растущим чувством долженствования по отношению к миссии спасения мира, которой нас, как народ, наделили Небеса. Жаль, не подарил нам достойные зарплаты, нашим старикам хорошие пенсии, а судам щепотку справедливости. Ну, ничего. Потерпим как-то. Нам товарищ Сталин коммунизм обещал. Опустившись на этот (подчёркнуто эмоциональный!) уровень, пропаганда несёт в массы идеи и представления, которые невозможно облечь в вербальную форму. Раз! И тиран, проклятый смотревшими «Холодное лето 53-го», читавшими «Архипелаг Гулаг» и «Дети Арбата» (Иосиф Виссарионович Сталин) — уже не убийца, а лидер всех времён и народов, как, впрочем, и товарищ Берия — самый эффективный менеджер Всея Руси. Советского информбюро нет. Есть «информбистро» с кремлёвскими поварами. Накормить в нём могут исключительно той информацией, которая заказывается людьми, держащими в руках «меню». И только самый наивный обитатель ресторана под названием «Россия» может полагать, что коньяк, салат и танцы заказывает он.