Спецпроект «Механизм победы». Агитационные плакаты СССР и Германии

От редакции: Журнал «Машины и механизмы» запускает спецпроект «Механизм победы», посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Когда мы пытаемся осмыслить подвиг народа, то неизменно задаем себе вопросы: «Как?» и «Почему?», оборачиваясь в прошлое. Механизм победы рождался из сочетания героизма простых людей, мастерства военачальников, находчивости изобретателей, усилий фронта и тыла. Важными колесиками этого механизма были идеология и агитация, призывающие защищать Родину. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» проходила в годы Великой Отечественной войны жизнь всего советского искусства. На первом месте стояли массовые и боевые виды творчества – плакат, политическая карикатура, фотография, газетный рисунок, листовка. В годы Второй мировой войны во многих странах – СССР, Германии, Италии – появилось уникальное явление так называемого «плакатного Ренессанса». Для создания масштабных монументальных произведений не хватало ни времени, ни технологических возможностей. Тогда на помощь пришли малые виды искусства, среди которых важное место занимал плакат. Именно он в сложных военных условиях оперативно передавал информацию, поддерживал боевой дух, мотивировал незамысловатыми образами, «бьющими» точно в сердце простого человека. Иллюстрация: Дмитрий Моор Силовое слово любого военного плаката не обходится без художественного преувеличения и строгой шаблонности образов, разделенных на две условные категории: положительные (женщины, дети, ждущие бойца или нуждающиеся в его защите, сам герой-военный) и отрицательные (враг, часто показанный в ироничной манере или в образе животного). Гипербола, то есть явное преувеличение, заострение образа – специфика художественного языка плакатного искусства любой страны. Категоричный и страстный лозунг должен воззвать к сильному чувству и как следствие – к действию. Благодаря всему этому образ с плаката надолго оставался в памяти. Он был один, но одинаково хорошо работал с психологией людей из разных стран. Интересно, что в годы войны стали развиваться достижения, ранее усвоенные в плакатном искусстве. Например, плакат СССР повторяет черты политической карикатуры 30-х годов и плаката времен Гражданской войны. Знаменитый плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» прямо перекликается с работой Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?», образцом агитационного плаката 1920-х годов. В годы Великой Отечественной войны его образ вновь был востребован, так как смысл, заложенный в плакат еще 20 лет назад, был актуализирован в условиях нового военного конфликта. Историческая и художественная преемственность прослеживается во всем плакатном искусстве СССР: плакаты 1941–1945 годов наследовали лучшие традиции карикатур Ивана Теребенева и Алексея Венецианова, повествующих о крахе наполеоновской армии в 1812 году. Листы Теребенева «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» в ироничной форме показывают всех французов во главе с самим Наполеоном. В годы Великой Отечественной войны многие плакаты становятся сатирическими. Задача такого плаката похожа на задачу карикатур XIX века: заставить иронизировать, смеяться над врагом, вызвать у зрителя здоровый, уничтожающий смех, избавить его от страха и неуверенности, вселить веру в победу. Именно так смеялись в СССР, глядя на плакаты Виктора Дени «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», в которых образ неудачника-Гитлера или его сподвижников очень напоминал образ Наполеона со старых карикатур. Перед нами не плагиат, а историческая преемственность идей, переосмысленных в новых условиях. Иллюстрация: Иван Теребенев Преемственность идей и художественных традиций – это понятно. А как быть с буквально копирующими друг друга образами на плакатах воюющих между собой стран? Один из таких примеров – «Родина-мать зовет!» и появившийся в это же время пропагандистский плакат фашистской Италии, на котором солдат призывает громить врагов фашизма. Композиции советского и итальянского плакатов, позы людей, размещение надписи похожи вплоть до мелочей. Рука на итальянском плакате, вытянутая вверх, словно срисована у Тоидзе. Или это Тоидзе решил кое-что позаимствовать у итальянцев? Художник рассказывал, что при создании плаката вдохновлялся образом Ники – античной богини победы, статуя которой находится в Лувре. Нельзя не вспомнить в этом контексте картину француза Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Девушка, напоминающая греческую богиню, ассоциируется с понятием «свобода» и «родина» уже почти два столетия. В годы Второй мировой войны образ, созданный Делакруа, активно использовали на французских листовках, что подтверждает идею исторической и художественной преемственности в годы войны не только в русском искусстве, но и в искусстве других стран. Иллюстрация: Виктор Дени Стереотипный образ с плакатов Германии и СССР – боец, изображенный крупным планом, смотрящий в глаза зрителю и указывающий на него с определенным вопросом. Такая пропаганда, по словам многих красноармейцев, была очень действенной: смотришь на этот плакат, не можешь оторваться и сам себя невольно начинаешь спрашивать: «А ты-то сам фронту помог?» А вот как символ зла и его воплощения – врага – на советских и фашистских плакатах стоит упомянуть змею. В православии змея всегда считалась воплощением дьявола. Этот образ активно использовался еще в 30-е годы, когда происходило укрепление нацизма и фашизма. В нашей стране уже ощущалась угроза, исходящая от них. Плакатисты 1941–1945 годов наследуют традиции 30-х годов и нередко изображают свастику в виде четырех змей, намекая на дьявольскую сущность фашистской идеологии. Так сделали, например, Кукрыниксы в работе «Смертельная забота», Алексей Кокорекин на плакате «Смерть фашистской гадине», где красноармеец пронзает штыком змею. У немцев встречаем подобное: «Марксизм – ворота лжи». Только теперь в образе ядовитой змеи, которую душит крепкая рука фашиста, выступает СССР. Один из любимых плакатных образов – множество солдат, идущих в бой, защищающих идеалы отечества. При этом обязательно отображалась символика стран: на немецком плакате – свастика, на советском – серп и молот. Иллюстрация: Виктор Корецкий Не обошлось и без образов детей. На зрителя гораздо сильнее в психологическом плане действует не взрослое, а детское лицо, которое застыло в мучительной гримасе, прося о чем-то. Как можно не откликнуться на призыв, если кажется, что счастье и будущее этой милой девочки с косичками зависит от солдата, который сегодня пойдет и убьет врага-марксиста или врага-фашиста. Образ вождя не менее важен – он был одним из самых частых на немецких и советских плакатах. На них дублируются не только композиции (изображение вождя в верхнем правом углу), но даже гамма цветов – красного, белого и серого. На одинаковом уровне находится линия горизонта, благодаря которой на монументальный образ вождя зритель смотрит как бы снизу, что подчеркивает его могущество и силу. Важна и символика цветов, к которым обращаются художники разных стран. Белый – цвет святости, чистоты помыслов – намекает на непогрешимость идей вождя, на верность его идеалов, которые стали идеалами всей страны. Красный цвет издавна был символом власти, мудрости, поэтому появлялся на плакатах с изображением Гитлера и Сталина весьма не случайно. Расцвет плакатного искусства помог быстро мобилизовать страны, оперативно информировать народ, в нужном ключе влиять на людей, вызывая у зрителя сочувствие, иногда злобу и жажду мести, а иногда раскрепощающий смех. Но возможности плаката как малой формы искусства весьма ограничены, как и образы, к которым могут обращаться художники для воздействия на массы. Не стоит удивляться тому, что некоторые плакаты враждующих стран словно копируют друг друга. Это не случайное совпадение или прямой плагиат – это знание психологии масс и визуальных образов, которые воздействуют на людей. Ведь и войны, даже самые страшные, разжигаются по одинаковым законам. Автор: Ксения Кулько Иллюстрация: Ираклий Тоидзе

Спецпроект «Механизм победы». Агитационные плакаты СССР и Германии
© Машины и Механизмы