Антиклерикальное камлание

Разгоревшиеся страсти вокруг внесения в Конституцию поправки, упоминающей Бога, дают лишний повод порассуждать о феномене, по Достоевскому, «русских атеистов», которые «непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру». Понятно, что и религиозный фанатизм наличествует во многих представителях нашего народа, однако этот фанатизм, как правило, – лишь гипербола истинной веры. Совсем другое дело: «религиозный фанатизм антиклерикалов», оксюморон, вокруг которого происходит радостное братание отдельных участников левого движения и ультралибералов. То есть: если в первом случае идёт процесс перегибания палки (последовательное движение без желания/возможности вовремя остановиться), то во втором – процесс бега задом наперёд (борьба с противником его методами отдаляет тебя от цели). Ну, ультралибералы давно пошли по пути нечаевского нигилизма; их агрессивное богоборчество нас не удивляет. Но откуда у ряда современных леваков взялось столько ненависти не к попам даже, а именно к Богу, самой идее Бога? Сто лет назад была несколько иная расстановка сил (спайка государства и церкви действительно зачастую работала репрессивным образом), к тому же бунтующее крестьянство подпитывалось вовсе не энергией отрицания Господа, но, скорее, – старообрядческого реванша. Согласимся, что не все церковные деятели ведут себя безупречно, согласимся, что у медийного образа РПЦ имеется некий необелогвардейский с приветом из 90-х флёр, малоприятный большинству нашего – всё-таки советского по сути своей – населения. Но разве культурная повестка в Советском Союзе была тотально безбожной? Разве величие СССР заключалось не только в том, что мы, условно говоря, «делали ракеты и перекрывали Енисей» и молодёжь у нас была самая спортивная, но и в гениальной литературе, шедевральном кино? А не религиозные ли вопросы поднимались в произведениях Горького, Булгакова, Леонова? Не о Боге – прямо или косвенно – говорилось в лучших образцах «лейтенантсткой», «деревенской прозы»? Константин Воробьёв, Валентин Распутин – скинем их с корабля советской классики? А не было у нас Бога в фильмах Ивана Пырьева, Ларисы Шепитько, да даже в «Рабочем посёлке» Владимира Венгерова? К слову, как эти современные леваки читают Достоевского и Толстого, мы решительно не можем понять. 80% текста они снисходительно пролистывают, считая, что всё это детский лепет? Мы это всё к чему. Мы сами за Красный проект, если начистоту. Но мы ещё за то, чтобы а) проводить работу над ошибками и б) не упрощать то, что существовало до нас. Что это за фраза: «Мой дед был советский человек, в Бога не верил». Ну, а у нас был советский и верил. Поняли? А то выходит какое-то антиклерикальное камлание: является атеист-шаман и пытается ввести всех в транс материализма. Русская культура всегда базировалась на христианских началах. Чего глумиться-то? Зачем себе в душу плевать? Еще публикации по теме – Бог в Конституции: Конституционный Бог

Антиклерикальное камлание
© Свободная пресса