Кого победил СССР в 1945 году

Упорное и весьма профессиональное с точки зрения военного искусства сопротивление вермахта остаётся одним из самых удивительных явлений финального этапа Второй мировой войны. Пожалуй, хуже всего ожесточённость и военное мастерство нацистской армии описано в отечественной историографии, культуре, пропаганде, разнообразных художественных произведениях, по крайней мере, в нашей стране на этом никогда не делался акцент. Пропаганда и реальность Как ни странно, но спустя 75 лет образ немецких оккупантов и Адольфа Гитлера в массовом сознании не далеко ушёл от карикатур и боевых листков времён ВОВ. В период войны солдат и офицеров вермахта изображали в основном глупым кровожадным зверьём. Например, на одном из первых пропагандистских плакатов (август 1941) вторгшийся на советскую землю нацист предстал гориллой на танке. Автор явно выполнял политический заказ, так как на начальном этапе войны немцы достигли ошеломляющих успехов. Гитлера советская пропаганда чаще всего изображала как истеричного, хвастливого, жалкого, немощного в физическом отношении политика. Нацистский лидер живёт фантазиями о мировом господстве, отличается упрямством и неспособностью в силу невыдающихся умственных качеств понять обстановку на фронтах. С одной стороны, столь далёкое от реальности изображение врага было направлено на то, чтобы вызывать смех у граждан СССР и красноармейцев. Несерьёзное, саркастически надменное отношение к противнику помогало преодолевать (а точнее — заглушать) вполне естественное чувство страха перед войной, расслабляло нервы необстрелянным 18-летним бойцам и в целом поддерживало боевой дух общества Насмешливые плакаты в сочетании с историями о массовых убийствах немцами мирного населения и героизацией Красной армии имели огромное моральное значение. Грамотная пропагандистская работа, безусловно, вдохновляла советский народ на трудовые подвиги и фронтовую доблесть. Без карикатур и боевых листков невозможно представить Победу. Однако в послевоенное время остаточный эффект от такой пропаганды стал объективным препятствием для трезвого восприятия событий периода Великой Отечественной войны и боевых действий, которые вели нацистские оккупанты. Реальный вермахт был умной и грамотно организованной военной машиной, которая сохраняла способность наносить ощутимые контрудары по РКАА вплоть до апреля 1945 года. Военное искусство немецких офицеров и генералов было неоспоримым. А по уровню боевой подготовки и образования солдаты вермахта намного превосходили красноармейцев. Реальный Гитлер при всей своей резкости и эмоциональной несдержанности детально изучал обстановку на фронтах, подолгу беседовал с генералами и руководителями оборонных предприятий, постоянно посещал войска. По состоянию на 1941-1942 годы год он создал лучшую армию в мире, подчинив её нуждам почти весь экономический и человеческий потенциал континентальной Европы В конце концов, Гитлер и его приспешники (в отличие от коммунистов) сформировали чрезвычайно привлекательную радикальную идеологию, которая (если убрать из неё политику и расизм) опирается на маскулинность, культ физической силы и в немалой степени на интеллект. Эти ценности были основой немецкого боевого духа даже в тяжелейшие для Третьего рейха месяцы 1945 года. Национал-социализм оказался настолько мощным культурно-политическим явлением, что продолжает благополучно существовать в наше время, растворившись в программах некоторых крупных западных партий, символике разнообразных экстремистских сообществ и, конечно же, в глобальной массовой культуре. Такая живучесть объясняется, прежде всего, чётко продуманной эстетической концепцией. Её общепринятым символом стала форма солдат и офицеров вермахта. Да, она ассоциируется с гибелью десятков миллионов людей, геноцидом, расизмом, бесчеловечными экспериментами, разрушенными городами и сёлами, но неразумно отрицать визуальную привлекательность мундира вермахта и СС. Всему виной гений немецкого модельера Хуго Босса, который после войны был официально объявлен нацистским пособником. Кстати, его потомки продолжают выпускать превосходного качества одежду под маркой Hugo Boss. Её охотно покупают обеспеченные россияне, американцы, поляки, китайцы, евреи и другие «недочеловеки», зачастую не вспоминая (или не зная) на кого трудился достопочтенный герр Босс. Альтернативный взгляд Изучение военного искусства вермахта и достижений немецкой оборонки в СССР было уделом офицеров Генерального штаба и группы учёных. В послевоенные годы эти знания позволили нашей стране стать ведущей мировой державой с развитыми компетенциями в ракетной сфере, сухопутных вооружениях, двигателестроении. Огромную положительную роль сыграл боевой опыт, полученный РККА ценой чудовищных потерь. Однако на публичном уровне советская пропаганда утаивала от граждан, казалось бы, очевидные факты, связанные с ВОВ. Например, народу был навязан миф о неожиданном вероломном нападении Третьего рейха, который парадоксальным образом соседствовал с героизацией Рихарда Зорге, сообщившего точную дату вторжения в СССР. Во многом именно «вероломством» Гитлера советские власти оправдывали собственные стратегические ошибки и катастрофу на западном фронте летом 1941 года. Трактовка событий Великой Отечественной войны и предшествующего периода фактически стала служанкой коммунистической идеологии, а обществу зачастую была доступна лишь «солдатская окопная правда», лишённая анализа боевых действий и политических оценок. Естественно, что в таких условиях советская пропаганда продолжала по инерции (либо сознательно) поддерживать карикатурный образ немецких оккупантов и Гитлера Отсюда и стёртая в советской историографии и массовой культуре разница между фашизмом и национал-социализмом, которые являются родственными, но всё же отличными друг от друга явлениями радикальной тоталитарной идеологии. На всякий случай: немцы были нацистами, итальянцы — создателями фашизма. Причём первые пренебрежительно относились ко вторым и реализовывали самые бесчеловечные планы в мировой истории. Пожалуй, единственная масштабная попытка низвергнуть общепринятое карикатурное восприятие вермахта в СССР была предпринята в первой половине 1970-х годов в многосерийном фильме «17 мгновений весны». В этом легендарном произведении отечественного киноискусства немцы наконец-то предстали интеллектуальным, сильным и талантливым противником, который, несмотря на свои выдающиеся качества, был повержен Советским Союзом. Ошеломляющая популярность, которую снискали «17 мгновений весны», — наиболее яркое доказательство того, что в нашем обществе существовал и продолжает существовать запрос на смену навязанного коммунистами образа врага, на альтернативный, лишённый пропагандистских штампов взгляд на великую войну и великую Победу. СССР воевал с коварным, но достойным противником. Конечно, немецкие солдаты и офицеры из-за своих многочисленных злодеяний не заслужили того, чтобы питать к ним чувство, которое называется «уважением». Тем не менее, ради сохранения памяти о событиях 1941-1945 годов необходимо отдать должное военному мастерству немцев, высокому уровню их боевой подготовки и упорству, которое они проявляли даже в тот момент, когда крах Третьего рейха был неизбежен. Советская пропаганда (несмотря на её значимый вклад в Победу) не может быть источником достоверной информации о Великой Отечественной войне и о нацистской Германии. Между тем её наследие настолько велико, что по-прежнему оказывает влияние на массовое сознание российских граждан и самое главное — искажает восприятие Победы В 1945 году Советский Союз победил не горилл на танках, а чрезвычайного умного, мощного, искусного противника, которому было свойственно оказывать профессиональное и упорное (в понимании нацистов — мужественное) сопротивление. Немцы не были глупцами, оборванцами и трусами. Гитлер недооценил военный потенциал СССР, интеллект, находчивость, живучесть и силу духа советского народа, но перед вторжением вермахт был подготовлен по последнему слову военного искусства. Об этом «благодарным потомкам» тоже необходимо знать и помнить.

Кого победил СССР в 1945 году
© Русская Планета