Иван Козловский – любимец Сталина, соперник Лемешева
Иван Козловский появился на свет 24 марта (по новому стилю) 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии в несколько необычной крестьянской семье, где отец хорошо музицировал на слух, а мать прекрасно пела. Юный Иван рано проявил наследственный вокальный дар и стал в семь лет певчим в хоре Киевского Михайловского монастыря. Там его заметил духовный композитор Александр Кошиц – и пригласил петь в хоре Троицкого народного дома в Киеве. Вскоре Козловский стал солистом Большого академического хора и окончил вокальный факультет Киевского музыкально-драматического института, класс профессора Е.А. Муравьёвой. Иван Козловский отслужил в Красной Армии. Он был из тех крестьянских детей, кому революция дала возможность карьерного роста. В 1920-е годы он работал в различных музыкальных и оперных театрах, пока в 1926 году его не позвали в Большой театр. Иван Семенович дебютировал в "Травиате" в роли Альфреда, и далее ему доставались только главные теноровые партии. Вместе с Козловским на сцене Большого выступал и лирический тенор Сергей Лемешев. Между певцами порой возникало соперничество, хотя по гамбургскому счету они друг другу не "мешали": Козловский был сильнее в характерных или комических ролях, Лемешева – в лирических или романтических партиях. Но внимание публики – "хлеб" для артиста, и его выдающиеся вокалисты между собой "делили". А в 1954 году, на вершине популярности, Козловский внезапно ушел из Большого театра. О причинах этого поступка до сих пор идут споры, но правду знал только сам певец. Голосом Козловского наслаждались высокопоставленные меломаны. Среди них был и сам "вождь и учитель" – Иосиф Сталин. Существует байка о том, что Иван Козловский просился в заграничные гастроли, но Сталин лично не отпустил его, боясь, что тот не вернется, а он останется без любимого исполнителя. Козловский получил две Сталинские премии первой степени: за достижения в области вокально-драматического искусства и за исполнение партии Юродивого в опере М. Мусоргского "Борис Годунов". Юродивого считают шедевром, потому что создание классического образа в оперном театре встречается редко. Иван Козловский в роли Юродивого. Фото: classicalmusicnews.ru Музыковеды считают, что голос Ивана Козловского нельзя назвать мощным, но у него другие преимущества – свободное извлечение звука, умение концентрировать его, эластичность дыхания, легкость в верхнем регистре. Важной для певца была и отточенная дикция. Причем с годами его искусство только совершенствовалось. Все это давало Ивану Семеновичу возможность петь под аккомпанемент любого оркестра или с любым ансамблем. Например, Козловский выступал вместе с созданным в 1936 году государственным джаз-оркестром СССР под управлением Виктора Кнушевицкого. Специально для Козловского были написаны джазовые композиции "Беседка" и блюз "Утро и вечер". А сам он в 1938 году сформировал Государственный ансамбль оперы СССР и стал его худруком. В рамках своих программ Козловский позволял себе исполнять музыкальные произведения духовного характера – арии из кантат И. С. Баха, соло во "Всенощной" Рахманинова, другие православные песнопения. Увлекался он и фольклором – собирал по деревням народные песни, сказания, "страдания", колядки. Среди его находок был и романс на слова Тютчева "Я встретил вас...", который Иван Семенович первым положил на музыку и стал исполнять профессионально. Даже не очень музыкально подготовленные советские дети знали о существовании этого выдающегося певца, ровесника ХХ века. Виктор Драгунский одну историю из цикла "Денискины рассказы" так и назвал – "Слава Ивана Козловского". На уроке пения Дениска решил показать, как правильно исполнять революционную песню "Веди ж, Буденный, нас смелее в бой!" – и пел как можно громче. За что после урока заслужил от учителя пения своеобразный комплимент, который тот выдал маме: "– Ну, – сказал он, улыбаясь, – возможно, ваш мальчик будет Лобачевским, может быть, Менделеевым. Он может стать Суриковым или Кольцовым, я не удивлюсь, если он станет известен стране, как известен товарищ Николай Мамай или какой-нибудь боксер, но в одном могу заверить вас абсолютно твердо: славы Ивана Козловского он не добьется. Никогда! Мама ужасно покраснела и сказала: – Ну, это мы еще увидим! А когда мы шли домой, я все думал: "Неужели Козловский поет громче меня?". Иван Семенович Козловский пел не громко, но виртуозно, и навсегда остался одной из ярчайших страниц отечественного и мирового оперного искусства.