История БАМа в деталях: как и когда все начиналось
Байкало-Амурская магистраль – самый дорогостоящий и самый масштабный из всех строительных проектов, реализованных в СССР. Из более чем 12 843 км железных дорог, построенных в Советском Союзе с 1965 по 1984 год, на БАМ пришлось 30%. А по количеству сложнейших инженерных решений, примененных в экстремально тяжелых геоклиматических условиях, проект БАМа остается непревзойденным в мировой истории инфраструктурного строительства. На маршруте железной дороги от Тайшета до Советской Гавани, длиной 4287 км, построено 4242 моста. В пиковый период на прокладке путей и возведении вдольтрассовой инфраструктуры были заняты 130 000 человек 108 национальностей. Многонациональный состав строителей БАМа также относят к одному из многих рекордов и уникальных особенностей стройки, которая продолжается до сих пор. Так, в конце 2019 года Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства нового Дуссе-Алиньского тоннеля на трассе БАМа. Первый тоннель на участке Ургал – Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги, пересекающий хребет Дуссе-Алинь, начинали строить еще в довоенные годы силами заключенных БАМлага. В 1953 году прорубленный в скалах участок проходки длиной 1807 м был законсервирован в связи с прекращением строительства восточного участка БАМа. Об этой и других малоизвестных страницах истории самой дорогой стройки в истории страны можно узнать из подборки материалов проекта Arzamas. Научно-познавательный курс «БАМ: история строительства» включает четыре аудиолекции и статьи, содержащие богатый фактический материал и уникальные фотоиллюстрации. «Многие думают, что БАМ – это чисто советский проект брежневской эпохи 1970-х, представляют себе таких довольных красивых комсомольцев на фоне чудесных таежных пейзажей, с гитарой, у костра, в стройотрядовских куртках. Но это далеко не так…», - подчеркивает Алексей Вульфов, автор первой лекции «Почему БАМ – не советский проект и как все начиналось». Чтобы узнать, что же такое БАМ на самом деле, стоит перейти по ссылке.