Вход Господень в Иерусалим: «Христос, зачем Ты пришел мешать нам?»
12 апреля Православная церковь вспоминает событие Входа Господня в Иерусалим – один из двенадцати праздников, наиболее почитаемых в Православии. В народе он известен больше как Вербное воскресенье – потому, что именно в этот день в храмах освящают вербы. Кроме того, Вход Господень в Иерусалим знаменует начало Страстной седмицы – самой насыщенной по содержанию части Великого поста. Впервые прочитав Евангелие, ту часть, которая касается торжественного въезда Христа в Иерусалим, я не мог взять в толк – где во время распятия были все те люди, которые встречали Его накануне? Тысячи жителей столицы провинции Иудея вышли из города, для того чтобы встретить Христа как нового царя, как долгожданного Мессию (ивр. «духовный лидер», «царь») – восклицали «осанна в вышних», стелили свои одежды под Его ноги, размахивали пальмовыми ветвями (символом чего у нас на Севере и являются вербы). Все эти знаки недвусмысленно указывали на то, что они встречали не странствующего проповедника, не просто мудрого учителя нравственности – встречали именно нового царя. И где же были эти тысячи, когда Христа арестовали, осудили, и распяли? Почему они не вышли защитить Его, когда совершался публичный суд у Пилата? Почему не отбили у недругов Того, кого только что провозглашали царем? Ответ оказался обескураживающим, и в то же время крайне простым – это были одни и те же люди. Те, кто во время въезда Христа в Иерусалим восклицал «осанна в вышних», вскоре кричал «распни Его, распни». Удивительная переменчивость, так свойственная человеку. Но что же такого сделал им Христос за эти несколько дней, что их сознание так переменилось? Хронология последних дней жизни Христа известна досконально, и вспоминается в ходе Страстной седмицы, о которой будет отдельный материал, поэтому их изложение сейчас мы упустим. Самое главное, что нужно сказать здесь – Христос их полностью разочаровал. Во время описываемых событий, Иудея уже в течение полувека была под властью Римского императора. Евреи ненавидели римлян, отнявших у них государственную свободу, наложивших тяжелые налоги, и воспринимали их как оккупантов. А к тем, кто сотрудничал с римлянами, отношение было не лучше, чем к полицаям во время Великой Отечественной. Главным желанием любого еврея было сбросить римское ярмо, и вернуть Израилю независимость. Поэтому регулярно поднимались бунты, которые римский наместник (прокуратор) жестоко и кроваво подавлял. В израильских священных книгах красной нитью проходит идея о том, что однажды Бог пошлет евреям нового царя (мессию), который сможет возглавить и освободить их. Об этом говорят все ветхозаветные пророки. Евреи понимали это пророчество исключительно в категориях земных – придет человек, который прогонит римлян, восстановит царство, и приведет его к величию и процветанию. Именно так они и воспринимали Христа - когда Он войдет в Иерусалим, он должен поднять бунт, который перерастет в национально-освободительную войну, и закончится Его коронацией на престоле царя Давида. Но мысли Бога – не наши мысли, и Его пути – не наши пути (Ис.55:8). Мессия действительно пришел, но с проповедью Любви и Прощения, с призывом примириться с Богом, и искать не временного земного богатства, а вечных сокровищ на Небесах (Матф.6:19–20). И обещанная свобода состояла не в освобождении от подчинения римлянам, а в освобождении от греха и смерти, что поистине способен дать только Бог. Речь шла о вечном преображении души и перемене сердца – об этом говорил Христос, и этому были посвящены все Его дела и чудеса. Здесь мы и находим ответ на вопрос, почему те, кто встречал Христа, вскоре желали Его казни. Он не оправдал их ожидания, а значит – обманул их. Поэтому пальмовые ветви вскоре превратятся в гвозди и крест, а восклицания «осанна» - в крики «распни Его, распни». В этом вся соль праздника Входа Господня в Иерусалим – во всеобщем непонимании. В нежелании признать, что человек призван к чему-то большему, чем «хлеба и зрелищ», и все что нужно для этого – хотя бы оторвать свой взгляд от земли, и взглянуть наверх: «…свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19). Праздник Входа Господня в Иерусалим – это не просто воспоминание древнего события. Двадцать веков спустя, внешние обстоятельства нашей жизни стали совершенно иными, но сердце человека осталось прежним. Сегодня перед нами стоят те же самые выборы, что были и два тысячелетия назад – чем жить, земным или небесным. Ради чего жить – ради «хлеба и зрелищ», или ради вечной Любви. И сегодня, как никогда актуальна фраза из «Причти о Великом Инквизиторе» романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Христос, зачем Ты пришел мешать нам?».