Дорога мужества
Чего не скажешь о Дороге Мужества, ставшей еще одним героическим подвигом советских людей, но до сих пор остающейся несколько в тени от других легендарных эпизодов войны. Накануне 75-летия Великой Победы «МН» восполняет этот пробел. ВЕТКА, СТАВШАЯ ИСТОРИЕЙ Нет, кажется, в России человека, не слышавшего о танковом сражении под Прохоровкой (июль 1943 г. - Ред.). Но была еще Дорога Мужества. Так назовут стратегически важную ветку Старый Оскол - Ржава протяженностью 95 км. Решение о ее строительстве накануне подготовки к Курской битве советское командование приняло в июне 1943 года для усиления действовавшей на Курском выступе железной дороги. На все про все отвели 2 месяца - с 15 июня по 15 августа, начальником стройки назначили генерал-майора Павла Кабанова. 14 июня Курский обком партии объявил мобилизацию, а уже на следующий день закипела работа, в которой были задействованы 2 тысячи красноармейцев, три железнодорожные бригады, а также специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения. Но главной рабочей силой стали мирные жители - 25 тысяч человек, преимущественно женщины, старики и дети. ЖЕНСКАЯ ПЕРЕДОВАЯ - Где-то в середине июня 1943 года нас вызвали в сельсовет, наказав взять с собой крупы и муки недели на две, смену белья, миску, ложку, кружку и явиться в райком, - пишет в своих воспоминаниях Мария Малыхина из села Морозово Скороднянского района Курской области. - Было очень тревожно, так как не объявили, что надо делать. Помогали ведь фронту и раньше, копали окопы, но чтобы такой набор... Думали, нас ведут воевать. Когда же в назначенный день все мобилизованные собрались во дворе райкома, оказалось, что это одни девушки. Удивлялись: и чем мы, молодые да худенькие, можем помочь фронту? И только на митинге объявили: поставлена задача в короткие сроки построить железную дорогу. В тот же день мы пошли в сторону Прохоровки. Работали под немецкими бомбардировками. В таких случаях по команде зенитчиков мы бросали носилки, лопаты и укрывались в канавах. Орудия стояли чуть в стороне от дороги, встречая немецкие самолеты огнем. Нас грела мысль, что мы участвуем в разгроме врага. Насыпи возводились вручную, порой для работ не хватало элементарных инструментов. Не счесть кубометров земли, перенесенных в подолах и фартуках. Нежные женские руки стирались в кровь, копая землю, выкорчевывая пни, забивая костыли. Трудились от рассвета до заката по 12, а то и по 20 часов в сутки, спали кто на земляном полу, кто в палатках на свежескошенной траве или на соломе, но чуть забрезжит рассвет - снова за работу. Полуголодные, только что вышедшие из-под оккупации люди, не разгибая спины, перевыполняя каждодневную норму (3,5 куба на человека) в два-три раза, вводили в строй все новые и новые километры дороги. К 15 июля основные работы были завершены. СУХАЯ СТАТИСТИКА ПОДВИГА Уже после войны специалисты подсчитают: всего было выполнено земляных работ в объеме 800 тысяч кубометров, уложено 164 км главных и станционных путей, построено 48 искусственных сооружений общей протяженностью 750 м, 8 остановочных и 2 пункта водоснабжения. Но главное - участок сдали раньше срока, построив его всего за 32 дня! Это была их безоговорочная победа. Ввод в строй дороги позволил сократить время доставки грузов на линию фронта до 24-48 часов. Боевые перевозки в помощь Курской битве (5 июля - 23 августа 1943 г.) только за июль-август 1943 года составили 121 880 вагонов. В обратную сторону поезда везли раненых с передовой - таким образом, Дорога Мужества стала и дорогой жизни. ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ Сегодня в музее-диораме «Огненная дуга» в Белгороде можно посмотреть документальный фильм о подвиге тружениц тыла, снятый через 20 лет после окончания войны. Простые, скромные русские женщины стоят вдоль железнодорожного полотна, украдкой вытирая слезу. Их лица избороздили морщины, в их косы вплелась седина, а тонны перелопаченной земли скрючили узловатые пальцы рук. А ведь многим этим женщинам на момент съемки не было и 50. За успешное выполнение правительственного задания 386 человек были награждены орденами и медалями Советского Союза. Остальные строительницы получили в награду памятные платки. «Железная дорога Старый Оскол - Ржава протяженностью 95 километров была построена по решению Государственного комитета обороны СССР от 3 июня 1943 года для подвоза боеприпасов фронту за 32 дня - на месяц раньше срока». Такие мемориальные доски установлены на всех станциях от Старого Оскола до Ржавы. Будете проезжать по этой ветке, поклонитесь до земли. Светлана Апполонова.