Стоит ли понимать современное искусство
На то, чтобы посмотреть, например, «Содомское самоудовлетворение невинной девы», выстраивались километровые очереди. Пока коронавирус не закрыл двери перед рвущимися приобщиться к «прекрасному». Однако современное искусство может потрясти не только вычурными названиями. Оно может отвратительно вонять, истекать кровью и всячески эпатировать. Все мы пили из одного фонтана Мир искусства отправили в нокаут в 1917 году. На выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке некий R. Mutt, то есть Р. Дурак, представил работу «Фонтан». Белый фаянсовый писсуар стал провозвестником нового искусства ХХ века. Его «создателем» был Марсель Дюшан, провозгласивший концепцию реди-мейд, то есть уже существующих объектов, которые становятся произведением искусства волею художника и его подписью. Любовь к трупам Работа, принесшая мировую славу англичанину Дэмьену Херсту, тоже реди-мейд. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» - четырехметровый труп тигровой акулы в аквариуме с 16 тыс. литрами формальдегида. Кстати, через два года акула сгнила, и ее пришлось заменить. Акула стала символом искусства 90-х годов ХХ века и породила яростную критику «Мертвая акула - это не искусство» - гласило название выставки-ответа. Консервы с душком В 1961 году итальянец Пьеро Мандзони закупорил девяносто баночек, на каждой из которых написал Merda d'artista. Все просто - «Говно художника». И продавал каждую из тридцатиграммовых баночек консервов по цене золота того же веса. Мандзони и раньше экспериментировал с тем, чтобы сделать искусство максимально близким к творцу. Так, его предыдущей работой стали воздушные шарики - «Дыхание художника». «Если коллекционеры хотят действительно близкое к художнику - есть дерьмо художника», - объяснял он в письме другу. В декабре 2016-го на аукционе в Милане баночка № 69 ушла за 220 тыс. евро! Вспомните это, когда в следующий раз понесете анализы в поликлинику за бесплатно. Каракули на миллионы долларов Работы Сая Твомбли любимы критиками и кураторами выставок. Они объясняют, в чем крутость американского абстракциониста, рисовавшего каракули, называют автора почеркушек наследником всей мировой культуры. Но, мы, пожалуй, почтим более зрелых мастеров. Тем более что за всю свою карьеру Твомбли не создал ни одной работы в классической манере. В 2015 году картина «Объяснить необъяснимое» ушла с молотка Sotheby’s за $70 млн! Действительно, необъяснимо. Он точно умел рисовать? Мальчики кровавые Алкогольная зависимость, когда очередной стопарик жизненно необходим, может стать вдохновением. Так решил Марк Куинн, создавший в 1991 году скульптуру-автопортрет из пяти литров собственной замороженной крови. Чтобы ее сохранить, нужно постоянное подключение аквариума-морозильника к сети. От алкоголизма Куинн излечился, но автопортреты создает каждые пять лет. Искусство, от которого воротит Одна из лучших составляющих вернисажей - бесплатный фуршет. Так думали завсегдатаи выставок, когда в 2017 году расхватали стаканчики с красным вином, которые на самом деле были работой московской художницы Полины Музыки. Под каждым лежала бумажка с описанием работы «Самое лучшее феминистское искусство». Но кто будет читать про привороты на менструальной крови, когда хочется халявного бухлишка? Когда смысл «акции» был раскрыт, посетители разбрелись по углам зала. «Кто не читал текст - тот лох. Теперь я всех приворожила. Кого-то после осознания вырвало. Любовь - это боль», - подытожила влияние работы художница в Facebook. Одним бананом сыт будешь Арт-объект «Комедиант», представленный в 2019 году на выставке Art Basel в Майами, был оценен в $120 тыс. Знаменитый итальянец Маурицио Кателлан трудился над ним целый год, пока, видимо, не обнаружил тот самый оттенок, тот самый сорт и тот самый угол… под которым приклеил к стене банан. Кстати, всего два дня после премьеры произведение искусства было съедено грузинским художником Давидом Датуной. Свой перфоманс он назвал «Голодный художник» и признался, что инсталляция Кателлана пришлась ему по вкусу. Современная классика Ряд упомянутых нами героев действительно внесли важный вклад в мировую культуру. И не так просты, как кажутся. Они и посмеяться над собой умеют, и заставляют задуматься о том, что же такое искусство. Многие столетия главными инструментами художника были кисть или резец, но ХХ век увел искусство в область чистых идей. И через сто лет Третьяковская галерея не избавится от великих полотен Репина и Врубеля, которые, кстати, тоже неоднозначно воспринимались современниками. Но и акулы с писсуарами станут классикой. Обмани, если можешь Из книги американского экономиста Дона Томпсона «Как продать за $12 млн чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» можно узнать не парадную правду о том, как галереи манипулируют ценами на произведения современных художников, и используют для хитрых схем ухода от налогов. Например, ляпаете кетчупом на холст и называете «Красное пятно непорочности № 735» и клеите ценник в миллион баксов. Подарив такую «картину» государственному музею, вы освобождаетесь от налогов на ту же сумму