Какие казаки были не православными
В наши дни казаков традиционно ассоциируют с православным христианством. В феврале 2018 года патриарх РПЦ Кирилл (Гундяев) заявил, что называть себя казаками могут только православные люди: «Без православной веры нет казака, а есть просто человек, одетый в казацкую форму. Нельзя надевать казацкую форму, если ты не православный». Нельзя не признать, что современные казаки выглядят довольно нелепо – после расказачивания во время СССР и крушения в 1917-м сословной структуры российского общества (а казаки ведь были именно сословием). Нет дворян, нет и казаков. Но если такой сословный критерий еще можно назвать условным, то заявление патриарха Кирилла об обязательном православии казаков является просто ошибочным, поскольку в Российской империи хватало не православных (и притом вполне полноправных) казаков. К 20 веку в результате ассимиляции они уже составляли меньшинство (всего около 3% казачества), но все еще пользовались веротерпимостью всего казацкого сообщества. Существовали казаки-мусульмане (башкирские и татарские, кавказские и казахские), казаки-язычники (в Сибири и на Урале, например, эвенки) и даже казаки-буддисты (буряты и калмыки). В 1913 году донское казачество (самая крупная группа казаков в России) насчитывало 1 млн 525 тыс. человек. В этом числе было и 30 тыс. калмыков из тринадцати станиц Сальского округа, которые свободно и без препятствий со стороны православного духовенства исповедовали буддизм. Кроме того, более 10% донских казаков не были православными в традиционном смысле этого слова, так как придерживались старообрядчества. На Дону вообще царила религиозная свобода. Однажды в начале 1900-х донцы приняли в казаки евреев-музыкантов, помогавших создать полковые оркестры – в благодарность за отличную музыку. А в станице Татарская близ Черкасска (главный город донских казаков) работала солидная мечеть. Возникновение казачества и вовсе происходило при активном участии иноверцев-мусульман. Возможно, само слово «казак» восходит к имени тюркского племени «кайсак». На юге России, вдали от Москвы всегда было много вольнолюбивых людей, авантюристов, амбициозных русских и татар, объединявшихся в воинские группы, вливавшиеся затем в казачество. Не всегда тюрки, принятые в казаки и даже становившиеся атаманами, переходили в православие. А в Астраханском казачестве были и буддисты, и католики, и лютеране. Казачья веротерпимость совершенно естественно вытекала из необходимости сплотиться, отбросив лишние поводы для конфликтов. В 1840 году правительство Российской империи, усиливавшее контроль за казаками последние два столетия, официально позволило мусульманам занимать командные посты в казачьих войсках. Впрочем, таких командиров и без разрешений властей было довольно много. Например, в Яицком (Уральском) казачьем войске в 1862-м было 12,8% мусульман. Почти за столетие до этого, во время восстания Емельяна Пугачева, в его войске служили атаманы с фамилиями Муратов, Усаев, Юнаев и другие (едва ли они были православными). Дед сыгравшего печальную роль в Гражданской войне (1917 – 1921 гг.) генерала Лавра Корнилова был сибирским казаком-мусульманином. Мусульман было достаточно много для того, чтобы из них даже формировались отдельные казачьи полки. Целых двадцать полков мусульман из казацкого Башкиро-Мещеряцкого войска воевали в 1812 году и в дальнейших войнах России и отлично себя показали. Власти империи заслуги мусульман признали. Как нечто вполне обычное издавались Военным советом в 1855-м «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия»: чтобы те могли вполне удовлетворять свои религиозные потребности. Согласно этим документам, на 18,5 тыс. мусульман в семи казацких полках приходилось 114 мечетей и 169 духовников. Но часто служили представители разных конфессий и в одних и тех же казачьих полках. Буддисты-калмыки служили и бились плечом к плечу в полках Астраханского, Донского, Уральского казачьего войска. Среди забайкальских казаков тоже были буддисты (буряты). Многие из них воевали и во время Гражданской войны на стороне белых (в основном под началом самого неприятного крупного белого командира – прославившегося своими зверствами атамана Семенова). После войны многие из них эмигрировали на юг, в Монголию и Китай. Сегодня, когда делаются попытки возрождения казачества, мусульмане и буддисты, проживающие на казацких территориях Забайкалья и на юге России, стремятся принять участие в этом движении. Вполне возможно, что апеллируя к исторической правде и опыту веротерпимых предков, они сумеют отстоять свое право называться казаками, даже не отказываясь от родной веры.