Ещё

Какие казаки были не православными 

Какие казаки были не православными
Фото: Кириллица
В наши дни казаков традиционно ассоциируют с православным христианством. В феврале 2018 года (Гундяев) заявил, что называть себя казаками могут только православные люди: «Без православной веры нет казака, а есть просто человек, одетый в казацкую форму. Нельзя надевать казацкую форму, если ты не православный». Нельзя не признать, что современные казаки выглядят довольно нелепо — после расказачивания во время СССР и крушения в 1917-м сословной структуры российского общества (а казаки ведь были именно сословием). Нет дворян, нет и казаков.
Но если такой сословный критерий еще можно назвать условным, то заявление патриарха Кирилла об обязательном православии казаков является просто ошибочным, поскольку в Российской империи хватало не православных (и притом вполне полноправных) казаков. К 20 веку в результате ассимиляции они уже составляли меньшинство (всего около 3% казачества), но все еще пользовались веротерпимостью всего казацкого сообщества.
Существовали казаки-мусульмане (башкирские и татарские, кавказские и казахские), казаки-язычники (в Сибири и на Урале, например, эвенки) и даже казаки-буддисты (буряты и калмыки). В 1913 году донское казачество (самая крупная группа казаков в России) насчитывало 1 млн 525 тыс. человек. В этом числе было и 30 тыс. калмыков из тринадцати станиц Сальского округа, которые свободно и без препятствий со стороны православного духовенства исповедовали буддизм. Кроме того, более 10% донских казаков не были православными в традиционном смысле этого слова, так как придерживались старообрядчества. На Дону вообще царила религиозная свобода. Однажды в начале 1900-х донцы приняли в казаки евреев-музыкантов, помогавших создать полковые оркестры — в благодарность за отличную музыку. А в станице Татарская близ Черкасска (главный город донских казаков) работала солидная мечеть.
Возникновение казачества и вовсе происходило при активном участии иноверцев-мусульман. Возможно, само слово «казак» восходит к имени тюркского племени «кайсак». На юге России, вдали от Москвы всегда было много вольнолюбивых людей, авантюристов, амбициозных русских и татар, объединявшихся в воинские группы, вливавшиеся затем в казачество. Не всегда тюрки, принятые в казаки и даже становившиеся атаманами, переходили в православие. А в Астраханском казачестве были и буддисты, и католики, и лютеране. Казачья веротерпимость совершенно естественно вытекала из необходимости сплотиться, отбросив лишние поводы для конфликтов.
В 1840 году правительство Российской империи, усиливавшее контроль за казаками последние два столетия, официально позволило мусульманам занимать командные посты в казачьих войсках. Впрочем, таких командиров и без разрешений властей было довольно много. Например, в Яицком (Уральском) казачьем войске в 1862-м было 12,8% мусульман. Почти за столетие до этого, во время восстания Емельяна Пугачева, в его войске служили атаманы с фамилиями Муратов, Усаев, Юнаев и другие (едва ли они были православными). Дед сыгравшего печальную роль в Гражданской войне (1917 — 1921 гг.) генерала Лавра Корнилова был сибирским казаком-мусульманином.
Мусульман было достаточно много для того, чтобы из них даже формировались отдельные казачьи полки. Целых двадцать полков мусульман из казацкого Башкиро-Мещеряцкого войска воевали в 1812 году и в дальнейших войнах России и отлично себя показали. Власти империи заслуги мусульман признали. Как нечто вполне обычное издавались Военным советом в 1855-м «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия»: чтобы те могли вполне удовлетворять свои религиозные потребности. Согласно этим документам, на 18,5 тыс. мусульман в семи казацких полках приходилось 114 мечетей и 169 духовников.
Но часто служили представители разных конфессий и в одних и тех же казачьих полках. Буддисты-калмыки служили и бились плечом к плечу в полках Астраханского, Донского, Уральского казачьего войска. Среди забайкальских казаков тоже были буддисты (буряты). Многие из них воевали и во время Гражданской войны на стороне белых (в основном под началом самого неприятного крупного белого командира — прославившегося своими зверствами атамана Семенова). После войны многие из них эмигрировали на юг, в Монголию и Китай.
Сегодня, когда делаются попытки возрождения казачества, мусульмане и буддисты, проживающие на казацких территориях Забайкалья и на юге России, стремятся принять участие в этом движении. Вполне возможно, что апеллируя к исторической правде и опыту веротерпимых предков, они сумеют отстоять свое право называться казаками, даже не отказываясь от родной веры.
Видео дня. Кота избила его непокорная лапа
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео