Таинственная старуха в Хабаровске выйдет в свет
Из богатейшей коллекции Дальневосточного художественного музея в постоянной экспозиции представлен лишь один процент живописных полотен и предметов, которые в ней находятся. Музей давно вырос из своих стен. А потому сотрудники подготовили небольшую выставку «Открытые фонды», которая должна была открыться в конце марта. Главный хранитель музея Светлана Жук рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня» о том, что зрители обязательно увидят, как только залы вновь откроются. Таинственная старуха выходит в свет - Действительно, музею стало тесно в его стенах, - говорит Светлана Жук. – За последние годы коллекция выросла до почти 17 тысяч экспонатов. Но показывать их негде. Из трех тысяч единиц, представляющих западное искусство, экспонируется лишь 50 работ! Из такого же количества произведений русского искусства выставлено 20-30. Музей всегда занимался собирательством, причем приобретал предметы только первоклассные. Когда в Хабаровск прилетел директор Санкт-Петербургской академии художеств, он был крайне удивлен, когда увидел, что собрали музейщики. «Когда успели?» - спросил он. Сотрудники музея ездили по миру – в Америку, Японию, Китай, Мексику и покупали произведения лучших художников. Так что теперь в Хабаровске можно открыть полноценный музей современного искусства. Работы в постоянной экспозиции, конечно, меняются. Скажем, графика может пребывать на свету не более полугода, потом ей надо отдыхать. А кость, напротив, не может без света, иначе она начнет желтеть и усыхать. - Выставка «Открытые фонды» - попытка вслед за Эрмитажем устроить для широкой публики экскурсионное посещение фондохранилища, - замечает Светлана Жук. – При том, что возможности и масштабы проектов совершенно не сопоставимы. Наша выставка, конечно, маленькая. На ней представлены предметы, которые показывали зрителям редко или не показывали вообще. Портрет старухи демонстрировался лишь один раз. И вот очередной выход дамы в свет. Эта работа представляет собой копию с одноименного портрета Бальтазара Деннера, немецкого художника XVII века, закончившего Берлинскую академию, обучавшегося технике живописи копированием картин голландских мастеров. Он прославился в Европе виртуозным исполнением портретов пожилых людей. Его портрет «Голова старухи», датированный началом XVIII века, находится в Государственном Эрмитаже. Автор портрета нашей старухи неизвестен. Но, безусловно, он был талантливейшим человеком! Живописная поверхность настолько гладкая, что трудно разглядеть отдельные мазки кистью. А ведь работа выполнена на фарфоровой доске маслом. Именно благодаря такой технике, восходящей к традициям голландских живописцев, неизвестному мастеру удалось достичь удивительного правдоподобия. Подпись на портрете свидетельствует о том, что это Берлин. У пожилой женщины - горжетка из соболя. Она явно мать старинного семейства. Ее взгляд – загадка. То ли она улыбается, то ли вот-вот рассвирепеет. Художник применяет метод движущихся глаз. Куда бы ни шел посетитель, глаза старухи следят за ним. Первый кулинарный критик Работа неизвестного художника XVIII века «Обжора» поступила в Хабаровск в 1931 году из Государственного музея изящных искусств, сейчас это – Музей имени А. С. Пушкина. Долгое время о ней почти ничего не было известно. В 1992 году экспертиза Лаборатории научно-технической экспертизы памятников Государственного Эрмитажа подтвердила принадлежность этой работы XVIII веку. В период недавней реставрации «Обжоры» параллельно велась научно-исследовательская работа, по крупицам собиралась информация об авторе и персонаже. Есть сведения, что на ней изображен Александр-Бальтазар-Лоран Гримо де Рейнер. Это был известный адвокат и первый в мире кулинарный критик, прославившийся своими альманахами, в которых он иронично описывал отведанные им блюда. Работа Коэльо «Портрет дона Хуана Австрийского» в музее долгое время числился как работа неизвестного художника. В 1992 году технико-технологическая экспертиза Лаборатории научно-технической экспертизы памятников Государственного Эрмитажа сделала заключение: «картина соответствует испанской школе второй половины XVI века, является портретом Хуана Австрийского, вероятно, кисти Санчеса Коэльо». Алонсо Санчес Коэльо – знаменитый испанский художник. который создал тип парадного придворного портрета, следующего строгим правилам придворного этикета. Он умер в 31 год от неизвестной болезни, а портрет его остался на века. Цветы на балконе Еще одна гордость музея – Ксения Шишкина, «Цветы на балконе». Красивый этюд, явно не законченный, попал к нам из Петербурга. В библиографических источниках ничего не было известно об авторе. В результате поисков и переписки с мемориальным Домом-музеем Ивана Шишкина в Елабуге было установлено, что Ксения – дочь знаменитого русского пейзажиста второй половины XIX века. По воспоминаниям художников-современников, она была очень талантлива. Ее излюбленный жанр живописи – цветы. После смерти отца Ксения жила долгое время в его доме в Финляндии, когда-то части Российской империи, в местечке, которое облюбовали петербургские художники, они приезжали туда. После революции 1917 года следы Ксении теряются. В архиве Хельсинки существует один-единственный документ - прошение, датируемое 1937 годом, о ее желании переехать в СССР. Удалось ли ей вернуться на родину или нет? Возможно, она попала в страшную мясорубку трагических событий тех лет? Точно известно лишь, что ее работ в музеях России, кроме Хабаровска, нет. В Елабуге - небольшая пасхальная открытка. Все! Все это и многое другое надо увидеть. Выставка обязательно откроется для посещения после отмены карантина.