Войти в почту

Даешь Беломорканал: 90 лет назад был подписан указ о строительстве водного пути

Сегодня исполняется 90 лет с того момента, как было принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Это был первый по-настоящему крупный судоходный канал в СССР, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев. Владимир Малышев готовится к походу по Беломорканалу, как и каждое лето. Он – капитан круизного теплохода. Говорит, маршрут – один из самых сложных и необычных. «На моей практике были случаи, когда при сильном ветре пришлось прекратить прохождение Беломорско-Балтийского канала. Линия интересна своей природой, сам канал тоже интересен. Некоторые туристы, с кем я встречался, общался, некоторые даже неоднократно проходят этот маршрут», – рассказал капитан теплохода «Иван Крылов». Дойти до Белого моря внутренним водным путем мечтал еще Петр Первый. Северная война, которая закрепила за Россией господство на Балтике, доказала: стране необходима надежная связь с беломорским побережьем. Иначе эти территории удержать трудно. Новоиспеченный император загорелся идеей канала. Но тогда, в 18-м веке, это было все равно, что сегодня слетать на Марс. «Потом правительство царское неоднократно к этим планам возвращалось. И в 19 веке даже граф Бенкендорф, начальник третьего отделения, будучи инженером, поучаствовал в разработке такого проекта», – рассказал историк Яков Евгленский. Но вот до реализации дошло только в 20 веке. 3 июня 1930 года Совет труда и обороны СССР принял историческое решение: соединить водным путем Белое море и Онежское озеро. Это была первая стройка такого масштаба, на которой опробовали труд заключенных. Задействовали около 100 тысяч человек. По официальным данным, 12 тысяч погибли. «Назывались вот эти трудящиеся каналоармейцами, чтобы их как-то сровнять с красноармейцами и показать, что у нас трудовой фронт сменил фронт боевой. Война гражданская закончена, эксплуататорские классы разгромлены, и вот теперь мы заняты созидательным трудом», – рассказал историк Яков Евгленский. Ударные темпы, как они есть. Всего за 20 месяцев было проложено 227 километров водного пути. Причем в суровых условиях: через плывуны, болота и скалы. Строительство широко освещалось в прессе. Для руководства страны это был повод продемонстрировать достижения нового строя. «Была заказана рекламная акция. Было организовано четыре экспедиции фотографов, причем каких: лучших мировых мастеров объектива», – рассказал директор Национального музея Республики Карелия Михаил Гольденберг. В августе 33-го по готовому каналу прошли первые суда. А спустя две недели сюда приехала целая делегация писателей – больше ста человек: Ильф и Петров, Зощенко, Катаев. Во главе – Максим Горький. Это была его инициатива, которую поддержал сам Сталин. Беломорканал стал одним из брендов СССР. Стройку еще не окончили, а в Союзе уже начали выпускать знаменитые папиросы. Это и сегодня одна из самых узнаваемых марок. А в 90-е появилась музыкальная группа с таким же названием. «Это было в 92-м году. Мы только-только как раз закупили хорошее оборудование для студии. Ну и сели название придумывать. Я говорю: «Ребят, давайте назовем «Беломорканал». Это же история!», – рассказал солист группы Спартак Арутюнян.