Рассуждая о сталинской эпохе, нельзя не сказать о знаках отличия и доблести, которыми Империя награждала своих подданных. Вообще система наград в любом государстве и в любом обществе очень четко вскрывает не только политическую, экономическую, но и духовную, мистическую его суть. И это понятно, ведь сам смысл награды в том, что бы отличить человека, поднять его над остальными людьми, сделать его примером для других, а это значит, что награда содержит в себе истинные, реальные ценности конкретного общества или времени. В древнем мире наградой служили чаще всего самые дорогие предметы и изделия: оружие, посуда, одежда. Рангом выше была награда породистой лошадью, рабами или рабынями. Еще более высокой считалась награда, изменяющая социальный статус человека как то освобождение от рабства или возведение во дворянство. И высшей наградой являлось награждение землей, когда правитель одаривал своих любимцев областями или царствами в знак своего благоволения. То есть вся система наград древнего мира подчеркивала прежде всего экономическое и сословное неравенство людей, и была ориентирована на самые низшие инстинкты человека: жадность, стяжательство, господство над себе подобными. Понятное дело, что награждение в те времена какими-то кусочками металла выглядело бы просто нелепо. Нынешние ордена и медали появились куда в более поздние времена и несли уже несколько иное содержание. Медали чаще всего были лишь памятными знаками в честь того или иного события. Ордена же были неким подобием средневековых рыцарских объединений, принятие (награждение) в которые являлось прерогативой правителя или правительства и было по своей сути поощрением за какие либо заслуги, влекшее за собой изменение социального статуса награждаемого. Наряду с этим во многих странах сохранились и чисто «сословные» награды. Так в Англии до сих пор одной из самых престижных наград является возведение в рыцарское звание. Военные награды царской России в основном копировали эту систему ценностей и отличались лишь насколько большим демократизмом в порядке награждений. Так награждение орденами офицерских чинов не зависело от сословия из которого вышел офицер, а так же отсутствия у него дворянского звания. Награды солдат давали им определенные льготы при обучении детей, раскрепощении (отслуживший свой срок солдат становился свободным человеком), а так же по старости, когда для одиноких стариков солдат и военных инвалидов существовала система «инвалидных домов». Главное отличие советской системы награждений, от всех доселе существовавших, заключалось в том, что она впервые была сориентирована не на экономико-социальную шкалу, а на духовно-эмоциональную. В первые годы советской власти у государства был лишь одна официальная награда – орден Красного Знамени, который не имел четкого статуса. Причём, аналогичные ордена существовали так же и в тогда ещё не зависимых советских республиках: Грузии, Азербайджане, Армении, Узбекистане (Хорезме). Ими награждали как за боевые заслуги так и за иные отличия. Существовала также и практика наградного оружия, но статут его был чрезвычайно запутан и не имел единого стандарта. И лишь сталинская эпоха создала целую стройную систему награждений, которая в течение десятилетий была одним из главных государственных механизмов, после слома которого в 1991 году наступил хаос, который и сегодня толком не выстроен. Во-первых, Сталин четко разделил военные и общегосударственные награды, причем статут первых было несомненно выше. Тем самым было как бы подчеркнуто, что молодое государство ожидают очень трудные военные испытания. Такое выделение было несомненно серьезным мобилизующим фактором перед лицом надвигающейся войны. Во-вторых, вся мощь советской идеологической машины была направлена на пропаганду этих наград. И в короткое время идеология подвига, подвижничества, жертвенности овладела буквально всем советским обществом. При этом, надо четко отдавать себе отчет в том, что впервые в истории человечества появилось общество стремящееся ликвидировать социальное неравенство людей, сословно-иерархическое его деление. И внутри этого общества начала складываться абсолютно новая шкала ценностей. Новые награды были ни в чем не похожи на старые. Они не давали их обладателям никаких серьезных материальных благ, официально никак не изменяли их социальный статут и являлись лишь знаками совершенных подвигов или побед обладателей. За то в обществе отношение к награжденным было самым восторженным, они всячески выделись, окружались заботой и почитанием. Можно сказать, что на рубеже тридцатых годов в Советском Союзе сложился культ Подвига, культ Героя. Пожалуй, одной из самых гениальных находок Сталина было учреждение в 1934 году звания Героя Советского Союза, которое за короткое время стало настолько культовым, что до сих пор считается главной наградой страны. И является одной из самых известных и почитаемых в мире наград. Предать человеку вне связи с его происхождением, его положением в общественной иерархии, а лишь по свершенным делам звания Героя страны, что по статусу уравнивало его с первыми лицами государства, могла себе позволить лишь истинно демократическая свободная страна. Советские награды отличаются строгостью и разумной пропорциональностью. В отличии от огромных, ампирно-ляповатых орденов и мелко-бисерных медалек большинства держав советские ордена и медали очень гармоничны. Их размеры создавались с учетом пропорций человеческого тела поэтому даже ношение нескольких вместе не вызывает диспропорции или ощущения неуклюжести. По замыслу создателей они должны не подавлять окружающих своей монументальностью, а лишь подчеркивать заслуги и рассказывать о подвигах их обладателя. В этом, кстати, и основное отличие ИДЕОЛОГИИ орденского награждения в СССР от всех иных. В большинстве стран орденский знак и сам орден являются как бы «ношением» - милостью, которую принял и носит награжденный. То есть он как бы отчужден. В Советском Союзе орден являлся знаком свершенного подвига или деяния и принадлежал награжденному, подчеркивая тем самым его место и роль в обществе. Интересна и символика цветов сталинских орденов. В основном это сочетание красно- золотого, красно-голубого и красно-черного или стального цветов. Этот выбор далеко не случаен, а глубоко символичен и мистичен. Эти сочетания на протяжении многих столетий использовались в славянской а затем и русской символике. Именно эти сочетания являются также и каноническими иконописными сочетаниями, что лишь увеличивает силу их воздействия. Можно сказать, что эти цветовые сочетания заложены в архетипах нашего сознания. Не случаен и выбор красного цвета. Если Европа под красным цветом понимает в основном холодные или бледные оттенки малинового цвета, и в этом виде он присутствует в геральдике и цветовой символике. То в России под красным цветом понимаются в основном оттенки цветов крови от артериально-алого до темно-венозного. На большинстве военных орденов, утвержденных Сталиным, присутствует именно последний, как символ тяжести подвига, риска, пролитой крови. И потому их воздействие на наше подсознание бесспорно. В сочетаниями с символами звезд (пяти, восьми и десяти конечных) ,так же являющихся древнейшими мистическими знаками, советские ордена являются уникальными энэрго-мистическими символами, чье назначение вдохновлять храбрость в людей, укреплять их мужество. Кто не ловил себя на ощущении того, что в присутствии человека, чью грудь украшают боевые ордена, вдруг чувствуешь себя намного спокойнее, увереннее в себе. Это же ощущение, но в боевой обстановке, возрастает многократно. Не менее важным является и материал из которого изготовлен тот или иной орден. Еще древние алхимики установили связь степени очистки и «благородства» вещества с трансформацией и очисткой им энергии. Неслучайно поэтому все сталинские ордена были выполнены только из благородных металлов самой высокой пробы. Из серебра чеканились Красная Звезда, Красное Знамя, Отечественная Война, Орден Славы 2и3 степени, медаль «За отвагу». Золотыми были Звезда Героя, Орден Ленина, первые степени орденов Славы, Кутузова, Нахимова, Суворова. Все это по замыслу создателей должно было усилить степень их воздействия. Советская, сталинская наградная система действовала безукоризненно и эффективно в условиях, когда духовность, подвиг, жертвенность и служение своей стране были главными ценностями общества. К сожалению, со смертью Сталина и прихода к власти Хрущева, произошло резкое обесценивание понятия награды. Более того, Хрущёв принял ряд решений по их дискредитации, и при нём ордена и медали стали постепенно терять свою ценность в глазах людей, вытесняясь постепенно мелкобуржуазными ценностями сберкнижек, премий, дач и прочих «благ» постсталинского периода, а награждение Горбачевым званиями Героев Советского Союза авантюристов, погибших у «Белого дома» в августе 1991 года окончательно убило советскую систему наград. Взамен её в начале 90-х новые правители России постарались создать новую систему наград, отменив старые советские награды, и учредив современные. Но создать стройную логичную систему так и не удалось. До сих пор сохраняется фактическое «дублирование» статутов. Не искушённому в геральдике и фалеристике человеку очень трудно понять, чем, к примеру, отличает по статусу звание «Герой России» - высшее звание в стране от статуса кавалера ордена «Андрея Первозванного» или ордена «За заслуги перед Отечеством» так же высших наград в иерархии российских наград? Чем та же Звезда Героя отличается от Ордена святого Георгия первой степени или от Георгиевского креста первой степени? Ну и внешний вид современных наград, конечно, вызывает много вопросов. Совершенно не современные, вычурные, скопированные с старинных «сановных» орденские звёзды, органично смотрящиеся на расшитых золотом сюртуках 19 века, но совершенно аляповатые на современных костюмах, бесконечные кресты, отличающиеся только цветами эмалей и размерами. И, конечно, остаётся без ответа главный вопрос, если современная Россия является правопреемницей СССР, то зачем нужно было столько ломать советскую систему награждений? Отменять орден Красной Звезды, оставляя красные звёзды над Кремлём, носить в почётном строю прославленные боевые Красные знамёна, и упразднять, пользующиеся огромным уважением орден Красного Знамени? Сегодня это всё выглядит так же убого, как драпировка мавзолея Ленина перед парадом Победы…

Звезды цвета крови
© Свободная пресса