Крестьянский поэт и совесть нации. Николай Некрасов

Будущий поэт появился на свет 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821 г. в маленьком городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец, Николай Некрасов, происходил из дворянской, но обедневшей среды (дед писателя проиграл почти все своё состояние в карты). Фото: infourok.ru Отец тоже был человеком несдержанным, - сам юный поэт считал его "домашним тираном", издевавшимся над матерью - Еленой (или Александрой) Андреевной Закревский, дочерью богатого арендатора Херсонской губернии. Сам Николай Алексеевич считал ее полькой, - это же объясняет, в свою очередь, наличие у нее двух имён, - она была католичкой и воспитывалась в иезуитском пансионе. Образ матери лежит в основе многих некрасовских произведений, - в частности, в сборнике "Последние песни", - который многие считают чуть ли не завещанием поэта, - стихотворениях "Рыцарь на час", "Орина, мать солдатская" и, конечно же, поэме "Мать". Отец же неизменно изображался Николаем Алексеевичем как деспот (так, его образ прослеживается в многочисленных некрасовских самодурах-помещиках), один из преследователей вечно страдающей Женщины и Невесты-Души... Фото: ppt-online.org Отец писателя был человеком жестким и достаточно образованным и даже поддерживал весьма близкое знакомство с Южным обществом декабристов, о чем в советском литературоведении принято было умалчивать... Сына он видел подвизающемся исключительно на военном поприще и, когда молодой Некрасов захотел получить высшее образование, перестал оказывать ему материальную поддержку... Впрочем, жизнь молодого поэта сравнительно быстро пошла на лад. Николай Алексеевич давал уроки, печатал статьи в "Русском инвалиде" и "Литературной газете", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили Александринскому театру под именем Перепельского... Его произведения юных лет обычно именовали "романтическим подражательством". Фото: izi.travel И действительно, писатель находился под влиянием, например, В. Жуковского, Владимира Бенедиктова и других, это видно по раннему его поэтическому сборнику с (псевдоромантическим) же названием "Мечты и звуки". Книгу свою Некрасов продемонстрировал В. А. Жуковскому, — тот выделил 2 стихотворения как приличные и посоветовал издать книгу под псевдонимом или вовсе не ставить имени: "Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи". Позже Некрасов действительно уничтожил почти весь тираж этой книги. В те же годы Николай Алексеевич пробует писать прозу (возможно, из-за явной неудачи своего поэтического дебюта), - произведения, выходящие из-под его пера, носят остросоциальный характер и относятся к реалистической школе, безусловными авторитетами в ней были в те годы В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь. Увлекается писатель и юмористическим жанром: так на свет появляются водевили "Феоктист Онуфриевич Боб", "Вот что значит влюбиться в актрису", мелодрама "Материнское благословение, или бедность и честь", а в начале 1840-ых годов начинает сотрудничество с журналом "Отечественные записки", знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским и входит в его круг. Фото: bookmix.ru Вместе они издают альманахи, где бесплатно печатают начинающих авторов: так, например, в одном из самых популярных их альманахов "Петербургский сборник" впервые печатается роман Ф. М. Достоевского "Бедные люди". В издательском деле Некрасова ждал успех - и в конце 1846 - начале 1847 года личных сбережений писателя хватает уже на приобретение собственного журнала. Им стал знаменитый "Современник", приобретенный Николаем Алексеевичем в аренду у критика и поэта П. А. Плетнева. Политизированная литературная молодежь изменила бывшим ранее ее пристанищем "Отечественным запискам" и стало массово "эмигрировать" к Некрасову; сотрудничать с ним продолжил и Виссарион Белинский, которому принадлежала слава первооткрывателя молодых талантов: так, на страницах журнала "Современник" опубликовали свои первые работы Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Гончаров, Федор Достоевский и Лев Толстой. Фото: excava.ru Появлялись там и заметки Островского, Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского. Николаю Алексеевичу, просматривавшему присылаемые в издательство рукописи, приходилось работать так много, что он жаловался, что паралич чуть было не хватил его правую руку. В "Современнике" же печатались идеологи социальных движений тех лет Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. Некрасову, меж тем, приходилось бороться с цензурой: у власти находился император Николай I, которого в разночинской среде, к которой принадлежало большинство некрасовских авторов, "любовно" прозвали "Палкиным". Находясь под впечатлением от событий Великой французской революции, император внимательно следил за тем, чтобы в литературу и прессу тех лет не просочились крамольные революционные мысли. Фото: pinterest.co.uk В то напряжённое время в 1855 – 60 –х годах, когда большинство писателей сомневалось, что их произведения когда-нибудь напечатают, с неизбежностью должны были обостриться все социальные противоречия; поднимались вопросы самые острые. В те годы Некрасовым будут написаны его наиболее политизированные и остросоциальные вещи: поэмы "Поэт и гражданин", "Железная дорога", стихотворение "Размышление у парадного подъезда". Произведения отражали действительность: начались преследования и ссылки (так, в 1860-ые годы были сосланы в Сибирь Михайлов и Чернышевский). В 1861 году Александр II упразднил крепостное право, Некрасов откликнулся на реформу стихотворением "Свобода", где резко критиковал это решение, считая знаменитый "Манифест" всего лишь новыми "сетями" для крестьянского населения... "Знаю: на место сетей крепостных люди придумали много иных", - писал он в этом стихотворении... Фото: infourok.ru В июне 1862 года выпуск некрасовского "детища" был приостановлен на 8 месяцев за "вредное направление" и воздействие на неокрепшие умы молодежи. В 1866 после неудачного покушения на жизнь императора Александра II одного из ратовавших за более радикальные реформы Дмитрия Каракозова, как считалось, "вдохновивший" его журнал "Современник" был запрещен и закрыт навсегда. После этого запрета Николай Алексеевич начал сотрудничать с издателем Андреем Александровичем Краевским, арендовав у того "Отечественные записки" и сравнительно быстро превратив их в "боевой листок" революционно настроенного народничества и орган передовой мысли, продолжил писать сатиры и обличать правительство. Фото: ru.wikipedia.org Впрочем, в конце 60-х годов писатель становится несколько осторожнее, не решаясь более оказывать прямую поддержку преследуемым правительством революционным кругам, опасаясь, как видно, закрытия уже и "Отечественных записок". Поэт понимал, что, если и этот журнал окажется под запретом, в России не останется органа печати, с помощью которого он мог бы доносить до аудитории свои мысли. В 1866 году закрытию "Современника" не смогла помешать даже написанная Некрасовым хвалебная ода генералу М. Н. Муравьеву, жестокому усмирителю польского восстания 1863 года; за эту-то оду "товарищи по борьбе" впоследствии обвинили Николая Алексеевича во лжи, подлости и неискренности; прозвучали даже слова о предательстве матери-польки. Фото: simfosj1.livejournal.com Сам генерал пренебрежительно отнёсся к "жесту" Некрасова, всю жизнь считавшего этот поступок подлым, а себя самого подлецом. Реакцией на критику и обсуждение этого некрасовского предприятия и стали горькие слова о подлецах и подлости. Имея в виду именно этот случай, поэт писал, обращаясь к "товарищам по борьбе": "Да, я подлец, но и вы подлецы…" Горестные размышления и болезнь, подорвавшая в 1870-ые годы здоровье Некрасова, сказались на его творчестве. В это время создаётся известное произведение Николая Алексеевича — эпическая крестьянская поэма-симфония "Кому на Руси жить хорошо", также отражавшая недовольство писателя конечным итогом ничего, в сущности, не изменившей крестьянской реформы, и цикл лирических стихов "Последние песни", где Некрасов обращается к более человечным, обширным, а зачастую и вечным темам. Фото: fiction-books.ru В 1878 году (1877, по старому стилю) поэт скончался от рака кишечника, а молодые энтузиасты-социалисты, так же как и известнейшие писатели, продолжали горячо обсуждать его жизнь, творческое наследие и место в истории русской литературы. Так, на похоронах сам Федор Михайлович Достоевский отвёл Николаю Алексеевичу третье место в поэзии после Пушкина и Лермонтова, присутствовавшая же молодежь, настаивала, что он ещё выше Пушкина, из-за чего, разумеется, разгорелся большой скандал. Фекла Викторова - жена Некрасова. Фото: pda.coollib.net Не утихали и обсуждения личной жизни поэта, и прежде всего, его романа с замужней красавицей Авдотьей Панаевой, хозяйкой литературного салона, чьего внимания когда-то безуспешно добивался сам Достоевский... Некрасов же впоследствии много лет жил с нею в гражданском браке..на квартире у мужа Авдотьи Яковлевны, писателя Ивана Ивановича Панаева; их "высокие отношения", крайне скандальные для того времени, по-видимому, напоминали молодым революционерам о ménage à trois, описанном в романе "Что делать?" Н. Чернышевским, служили для них залогом и образцом борьбы за "новую свободу" мужчины и женщины... Позже столь же широкое обсуждение вызовет одновременный роман Некрасова с француженкой Селиной Лефрен и крестьянской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой, на которой писатель и женился в последние годы жизни...

Крестьянский поэт и совесть нации. Николай Некрасов
© Ревизор.ru