Войти в почту

Известный писатель Пётр Паламарчук не раз бывал в Балашихе

Год назад мы писали о чете безвременно ушедших балашихинских поэтов – Игоре и Ольге Жегловых. В связи с ними хотелось бы вспомнить о человеке, неоднократно бывавшем в их скромной квартире в пятиэтажке, расположенной рядом с площадью Славы. Это писатель, литературовед, историк, юрист Пётр Паламарчук, человек огромного таланта и энергии, всю свою недолгую жизнь бывший «в делах и друзьях», одним из которых был Игорь Жеглов, заведовавший «Библиотечкой «Молодой гвардии», еженедельно (!) выпускавшей книги дебютантов тиражом 75 тысяч экземпляров. Пётр Георгиевич родился 29 декабря 1955 года в семье морского офицера, Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука. Дед по материнской линии — дважды Герой Советского Союза, маршал Пётр Кириллович Кошевой, родословная которого восходила к кошевым атаманам Запорожской Сечи. Он жил в знаменитом «адмиральском» доме у метро «Войковская». Самая большая комната была отведена под уникальную библиотеку Русского Зарубежья. Редкие рукописи и издания заполняли стеллажи, и ничто не пылилось — всё, что называется, было в работе. В 1978 году Пётр Георгиевич окончил МГИМО, работал в Институте государства и права Академии наук. В 1982 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме «Правовой режим Советского сектора Арктики». В этом же году дебютировал в Москве повестью «Един Державин», редкие достоинства которой были сразу же замечены весьма взыскательной в то время литературной критикой, присудившей автору премию за лучшую первую книгу молодого писателя. В середине 1980-х писательская жизнь столицы бурлила. Стараниями подвижников проводились совещания молодых литераторов. Мэтры – такие, как Вадим Кожинов, Михаил Лобанов, Валентин Распутин, Аполлон Кузьмин — читали многочасовые лекции жадно внимавшей аудитории. Все перезнакомились, читали друг другу рассказы и стихи, горячо спорили и наслаждались насыщенной духовной жизнью. Многие становились друзьями, порой – на всю оставшуюся… Паламарчук и выглядел, и был по сути старше своих ровесников, его искренне почитали за продуктивную и многогранную деятельность. Обладая феноменальной памятью, он прекрасно знал легенды и поверья, былины и были родной старины и страны, — от повествований Нестора-летописца и сказаний о граде Китеже и озере Светлояре до секретных циркуляров КГБ. Свои первые литературные произведения Петр Паламарчук стал печатать под псевдонимами В.Денисов и В.Носов за рубежом — в журналах «Вестник Русского христианского движения», «Вече», «Континент», «Посев», «Русское Возрождение», в газетах «Русская мысль», «Наша страна» (газета, основанная, кстати сказать, «Салтыковцем» Иваном Солоневичем). Одновременно в России выступал в качестве публикатора и комментатора Державина, Батюшкова, Гоголя. С самого начала творческого пути ясно выраженной стратегическим направлением деятельности Паламарчука были труды по отечественной истории, исследование святынь восточнославянского культурного наследия. Прошлое и настоящее трех составных частей Руси — Великой, Малой и Белой — перекрещиваются в нескольких его книгах: «Чисто поле» (1987), «Ивановская горка» (1989), «Козацкие могилы» (1990), «Векопись Софийского собора» (1991). Большую часть своей жизни – с 1977 по 1996 год, Пётр Георгиевич работал над уникальным четырёхтомником «Сорок сороков», содержащим краткую иллюстрированную историю всех московских храмов, сохранившихся и разрушенных. Труд впервые вышел в Париже в 1988-1990 годах. Тома были разбиты по исторически сложившимся частям города, содержат более восьми с половиною сотен отдельных описаний и около трех тысяч старых и новых снимков, а также перечень источников по каждому храму, включая самиздатовские рукописи и «потусторонние» издания. По сравнению с первым изданием, отечественный вариант полностью переработан, снабжен пятью тысячами дополнений и поправок и доведен до конца 1990 г. Литературный критик Николай Старцев задавался вопросом: «Был ли П. Паламарчук лучшим писателем тех лет?» И сам себе отвечал: «На этот вопрос я бы однозначно ответил: «ДА»! Почему? Прочтите хотя бы такие его произведения, как «Казацкие могилы» или «Краденный Бог» и Вы сами в этом убедитесь». Удачное обретение нового жанра, сочетающего беллетристику и отечественное летописание, нашло наиболее полное воплощение в «Хрониках Смутного времени» (1993). Роман «Нет. Да.» (1994) написан с использованием множества исторических источников, в том числе, рукописей и разных архивных документов. Имя Петра Паламарчука по достоинству вошло в «Лексикон русской литературы XX века» (Мюнхен, 1992; М., 1996) немецкого ученого Вольфганга Казака, где о нем сказано следующее: «Паламарчук принадлежит к писателям-патриотам, его творчество крепко связано с русской историей и Православием… Главной задачей Паламарчука всегда остается попытка понять современность, исходя из прошлого, воспринимать русскую историю не как 70 лет в XX веке, а как, по меньшей мере, десятивековой период развития нации». Последние вышедшие произведения писателя — альбом «Крестный путь Русской армии генерала Врангеля» (Рыбинск, 1996), роман о Москве «Четвертый Рим» (журнал «Юность», 1997, N12), «Анафема. История и ХХ век» (М., 1998). В последние годы Петр Георгиевич тяжело болел. Но до последних дней сохранял бодрость духа, был деятелен. В качестве завещания от него автор этих строк, будучи из0дателеем, получил список неизданной литературы Русского Зарубежья. И первым в этом списке стоял роман Елизаветы Шабельской (1855-1917) «Сатанисты ХХ века». Его пришлось «собирать» из газетных публикаций в латышских русскоязычных газет 30-х годов. Роман был издан и даже переиздан. Но причитающийся публикатору гонорар пришлось вручать уже его вдове… Скончался Пётр Паламарчук 14 февраля 1998 года в Боткинской больнице. Отпевание совершил 17 февраля в Сретенском монастыре игумен Тихон (Шевкунов), настоятель этой древней московской обители. Похоронен писатель на Химкинском кладбище (уч. 147). Через два года не стало и Игоря Жеглова, не дожившего до сорока… Святослав Коновалов

Известный писатель Пётр Паламарчук не раз бывал в Балашихе
© Большая Балашиха