Светлое позднесоветское внутри Лапенко

Все знают, что Сталин тиран, а совок – кромешный ужас: такую картинку мира нам постоянно подсовывает модный молодёжный Ютюб. Если вбивать в поисковой строке – Советский Союз, Ленин, Сталин и пр. то услужливые алгоритмы ненавязчиво будут подкидывать ролики про кровавые расправы, тоталитаризм и сплошную несвободу. Популярные блогеры прошиты коллективным Сванидзе. Но в прошлом году дружный одноголосый хор либеральных кликуш разбавил тонкий скромный голос актёра Антона Лапенко. Он записал несколько вирусных скетчей, которые очень быстро разнеслись по сети и были приняты на ура как публикой в Instagram, куда Лапенко и выложил своё первое видео, так и на Ютюбе. А казус в том, что главными героями Лапенко стали архетипы позднесоветского периода – советский инженер, советский милиционер, советский журналист, советский механик-разнорабочий – и при этом автор, который придумал этих героев, романтизирует и образы и время, где и живут Катамаранов с Ричардом Сапоговым. Удивительно, как просвещённая небанальная и незашоренная публика в том же Ютюбе приняла Лапенко с его трогательными, наивными, влюблёнными и светлыми героями. Ведь мы помним, и наша незашоренная публика помнит, что в совке жили одни совки, а совки существовали в страхе страшном, ужасе ужасном, двигались вдоль стен и, чуть согнув спину, в серых одинаковых пальто и всего сильней боялись жуткой кэгэби с её милиционерами-стукачами, которые избивают бедных советских граждан в подворотне. Ах да, и никакой любви у совков тоже не было и размножались они почкованием и etc. Мало того, Лапенко был принят главным душкой страны Ютюбии – Юрием Дудём, а выпуск с актёром стал самым популярным за всю историю шоу «Вдудь». И наш любимый панковатый хитрован в интервью решил вывести Лапенко на сокровенное. – Ну скажи, Антон, – лукаво и в лоб спрашивал Юра. – Совок – это же стрёмно, это ад адовый, это страшнее апартеида и Северной Кореи, ну скажи, ну! Лапенко, скромный, такой же ломкий и светлый как его герои отвечал, мол, Юра – я вижу это немного не так, я вижу там добро, любовь и чистоту. Возможно, любви и чистоты там было даже больше, чем мы имеем сейчас с тобой, Юра – уже не сказал, но возможно, подумал про себя интеллигентный актёр Антон Лапенко. Он тогда много чего не сказал про совок и СССР. Пока публика привыкшая к дискурсу уровня «Хованский», добродушно и как бы сквозь пальцы принимает скетчи и ролики Лапенко. Инженер безымянного НИИ неудачлив в романтических отношениях, но смел и упрям в достижении иных, например, профессиональных целей – он вполне мог вписаться во вселенную Стругацких и оказаться в одним из героев повести «Понедельник начинается в субботу». Простодушный милиционер в исполнении Лапенко мог бы появиться в «Берегись автомобиля», а трагикомический образ слесаря-механика-разнорабочего Катамаранова – это и вовсе «Афоня» на максималках. Ребёнок из многодетной семьи (папа и мама Лапенко народили 16 детей), Лапенко ностальгирует о том, чего как и многие блогеры с антисоветской риторикой и не видели. Но почему-то для талантливого актёра, вобравшего в свой сценический багаж пару десятков советских архетипов, 80-е – это про добро и неловких, но светлых, живых радостных людей, а для большинства Ютюберов весь исторический период с 1917 по 1991 года – покрыт мраком и тлетворной советской тиной. Именно такой образ хранят из головы и воспроизводят уста. Конечно, от острого ироничного актёрского глаза Антона Лапенко не ускользают и недостатки, каверзы эпохи. Инженер в НИИ получает три копейки, милиционер излишне плутоват, а слесарь Катамаранов привычно пьян. Но все эти персонажи добры, милосердны и всегда готовы к геройству. То пожертвуют собой ради Зинки, попавшей в трубу, то кинутся разбираться с опасной бандой Железных Рукавов. Есть в патронаже советских героев Лапенко и антагонисты. Противники и откровенно злые персонажи. Эти образы имеют общий признак – они примета нового времени. Времени свободного рынка, капитализма и стремления в сторону Запада с его пепси-колой и американскими боевиками и телешоу. Популярность роликов Лапенко никак не связана с юмором. Над персонажами Антона Лапенко меньше смеются, больше им умиляются, они вызывают тёплую грусть, тоску по романтике и человеческой ранимости и чистоте. И именно запрос на эту ранимость и светлые человеческие чувства и подарили героям Лапенко всесоюзную известность.

Светлое позднесоветское внутри Лапенко
© Свободная пресса