Войти в почту

Как современные художники используют в работе солнце и поля пшеницы

Произведения искусства без зрителя не совсем полноценны — ведь зритель, особенно если говорить о современном искусстве, настоящий сотворец, без которого произведение состояться не может. Создавая что-либо, автор рассчитывает вызвать какой-то эффект — либо заставить задуматься, либо же испытать гиперощущения. «Лента.ру» и glo™ собрали примеры произведений, цель которых — вызвать максимально яркие и насыщенные эмоции, и через них обратить внимание на какой-то вопрос. Базовые элементы погоды — вода, свет, температура, давление — постоянный рабочий материал Олафура Элиассона. В его инсталляциях нередко присутствуют пар, радуга или туман. Создавая погодные явления искусственно, художник хочет подтолкнуть зрителя к пересмотру своего понимания и восприятия физического мира. В 2003 году Элиассон подвесил под потолком Турбинного зала британского Tate Modern «солнце». Иллюзия золотого заката на фоне бесконечного неба складывалась из сложной системы зеркал и моночастотных ламп, в свете которых все цвета, кроме желтого и черного, становятся невидимыми. Контуры солнечного круга размывали легкие облака, которые создавала установка, генерирующая туман. От такого непривычно «близкого» солнца у посетителей выставки заметно повысилась разговорчивость: социализация и общение в Турбинном зале шли полным ходом и, несмотря на отсутствие тепла, многие «загорали» прямо на полу. Пионер ленд-арта, художница Нэнси Хольт, «заключила» солнце в рамки своей ландшафтной работы еще в 1976 году. В пустыне Большого Бассейна на северо-западе штата Юта выложена крестообразная композиция из бетонных труб трехметрового диаметра. Оси этих труб направлены на точки положения Солнца у горизонта в моменты летнего и зимнего солнцестояний. В эти дни вечерний и утренний солнечный свет полностью заполняет тоннели. Как это выглядит, можно увидеть на YouTube. В поверхностях туннелей сделаны отверстия в виде созвездий Дракона, Персея, Голубя и Козерога, и, благодаря солнечному свету, по внутренним поверхностям тоннелей скользят проекции этих созвездий. Чтобы реализовать этот проект, художница приобрела 16 гектаров земли в пустыне и потратила 4 года на расчеты положения скульптуры и ее возведение вместе с геодезистами, астрономами и водителями тяжелой техники. В начале 80-х на южной стороне нью-йоркского Манхэттена располагалась огромная мусорная свалка, образовавшаяся при строительстве ВТЦ (Всемирный торговый центр). Художница Аньес Денес привезла сюда 80 грузовиков плодородной почвы, вручную вскопала 285 борозд и засеяла образовавшееся поле пшеницей. В результате тщательного ухода за растениями в августе на фоне небоскребов созрели золотые колосья. «Вторжение» пшеницы на территорию самого дорогого для жизни и густонаселенного американского острова — Манхэттена — символизировало конфронтацию природы с высокоразвитой цивилизацией. С 60-х годов Джеймс Таррелл использует в творчестве два компонента: пространство и свет. Оказавшись внутри равномерно освещенного светового поля, не один зритель признавался, что получил от этого не только эстетический, но и духовный опыт. Улавливая и подчеркивая качества света — мимолетной и непокорной субстанции — Таррелл создает произведения, которые можно, по его словам, не просто увидеть, но и почувствовать глазами. В 2011 году его масштабные световые работы показали на выставке в музее «Гараж». Была там и особая капсула — новая на тот момент работа «Падение светового господства». Зрителю надо было записаться на посещение капсулы за несколько дней, чтобы, взобравшись по ступенькам в эту специфическую «колыбель» и будучи закрытым в ней изнутри, на 8-12 минут отдаться чередующимся потокам света разной интенсивности. Вообразите: жара, к входу в одну из европейских галерей тянется стометровая очередь. Вы занимаете место в конце, плавитесь вместе с асфальтом, спустя пару часов заходите, потом еще столько же времени проводите внутри, прежде чем вас всего на одну минуту запустят в зеркальную комнату. И наконец, прохлада и полная тишина, — и вы видите свое отражение, одинокое посреди бескрайнего пространства, заполненного мерцающими огнями, рядами светящихся желтых тыкв в черный горох или вереницами хрустальных люстр. Всего «Зеркальных комнат» 12, у каждой своя тема и свое поэтическое название, и находятся они по всему миру — от Австралии до Индонезии. Времени немного: хватит только ахнуть, сделать несколько селфи — потом сотрудник галереи вежливо попросит вас уступить место следующему зрителю. Первую комнату Кусама открыла еще в 1965 году. Сейчас художнице 91 год, и она по-прежнему работает с мотивами бесконечного повторения объектов и бесконечного пространства. В прошлом году французские власти решили отметить 30-летие строительства стеклянной пирамиды над Лувром, «поженив» главный музей страны со стрит-артом. Уличный художник JR превратил весь Двор Наполеона в оптическую иллюзию: пирамида Лувра будто прорастает сквозь землю, уходя своим основанием на бесконечную глубину. Четыреста волонтеров четыре дня закладывали площадь музея — а это 17 тысяч квадратных метров — двумя тысячами длинных бумажных полос с фрагментами изображения. Стоило художнику заявить в соцсетях об окончании работы над инсталляцией, как Двор Наполеона стала заполнять толпа, желающая растащить все это на сувениры. Автор отнесся к происходящему философски: кому как не уличным художникам понимать, насколько эфемерны плакаты и граффити. По словам самого JR, собиратели обрывков бумажных полос — это еще одна часть произведения. Вызывать гиперощущения — задача не только художников, но и бренда glo™, который провел интересную кампанию с Александром Петровым в главной роли. Точнее, с множеством Александров Петровых. В ролике знаменитый актер с помощью технологии дипфейк (замена лица в видео с использованием нейросетей) попал в клип Benny Benassi на песню Satisfaction. Помимо находки с современными технологиями, ролик полон других интересных решений. Взять хотя бы отсылки на «Бегущего по лезвию» — далеко не каждая российская реклама может похвастаться такими яркими эпизодами. Рекламный ролик вышел в поддержку glo™ HYPER. Это новое устройство с технологией индукционного нагревания табака от бренда glo™. Без горения, без пепла, меньше запаха*. glo™ HYPER обеспечивает до 20 сессий без подзарядки. Кнопка Boost — для еще более насыщенного вкуса**. Заряжается быстрее: всего за 120 минут до 100 процентов. glo™ HYPER: новый формат, новый уровень насыщения. * Нагревание табака без горения. По сравнению с курением обычных сигарет. Это необязательно означает, что данный продукт менее вреден, чем другая продукция из табака. **По сравнению с классической версией устройства glo™ Boost – Буст HYPER – Хайпер &more — и далее Информация предоставлена БАТ Россия. На правах рекламы. 18+ Информация о продавце: ООО «СНС Экспресс» ИНН 5032212790, ОГРН 1155032008746. Юр. адрес: 143002, МO, Одинцовский р-н, г. Одинцово, ул. Западная, д. 13, эт. 4, офис 416

Как современные художники используют в работе солнце и поля пшеницы
© Lenta.ru