Удивительная история строительства, разрушения и восстановления Храма Христа Спасителя
Если Рим ассоциируется с Базиликой святого Петра, Стамбул с Собором святой Софии, то Москва - с Храмом Христа Спасителя. В этом выпуске ведущий программы Майк Гибсон, журналист из Великобритании, расскажет удивительную историю строительства Храма, разрушения и восстановления, побывает в тех уголках, где не был ни один турист, и посвятит зрителей в секреты этого святого места. Полное официальное название Храма Христа Спасителя – Кафедральный соборный храм Рождества Христова. Именно 25 декабря 1812 года, в Рождество, российский император Александр Первый объявил о победе над Наполеоном и пообещал воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». Однако приступили к строительству Храма, ставшего символом мужества и воинской славы, только спустя 27 лет, в 1839 году. Младший брат Александра Первого - Император Николай Первый лично выбрал место для строительства Храма: в Москве на улице Волхонка недалеко от Кремля. Достроили и освятили Храм Христа Спасителя только 26 мая 1883 года, во время царствования Александра Третьего. Для всех русских императоров, при которых возводился Храм, его строительство было делом важным и, можно сказать, личным. Храм Христа спасителя - памятник, посвящённый отечественной войне 1812 года. В честь победы России над армией Наполеона. Об этом напоминают мемориальные доски у входа - с названиями сражений, именами командиров частей, погибших и награждённых офицеров. Храм был не только напоминанием о подвиге русского народа, победившего Наполеона, здесь проходили все самые важные события Русской православной церкви. К сожалению, простоял он всего 48 лет. В 1931 году большевики взорвали Храм. И на его месте построили самый большой в СССР открытый бассейн. И только в конце XX века Храм Христа Спасителя был воссоздан заново. Что интересно, если первый Храм строился 44 года, то этот - вновь созданный - чуть больше 5-ти лет. Идея восстановления в Москве главного православного Храма, как символа исторических перемен в России, появилась накануне распада Советского Союза. В 90-х общественное движение в пользу создания Храма оформилось в виде общины Храма Христа Спасителя, которая даже начала собирать средства. Руководством станы было принято политическое решение о создании Храма Христа Спасителя на прежнем месте. И для того, чтобы аккумулировать средства на строительство Храма, был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя. Как и старый Храм, новый Собор строили не только на казённые деньги, но и на пожертвования. Сотни тысяч людей и компаний из России и других стран переводили деньги на восстановление Храма. Например, свой взнос сделали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Аргентины Карлос Менем. Через год после начала строительства в еще недостроенном храме прошло первое Богослужение. 7 января 2000 года, на Рождество, вновь отстроенный Кафедральный соборный храм Рождества Христова открыл свои двери для прихожан. Патриарх Московский и всея Руси Алексий отслужил здесь первую торжественную Рождественскую литургию. 19 августа 2000 года Храм Христа Спасителя был освящен. С этого момента начался отчет новой истории Храма, ставшего символом духовного возрождения России. Одной из задач того фонда было убедить людей в том, что все- таки это один из национальных символов, и возрождение России тоже надо было начинать с определенных, в том числе символических, жестов и возвращения к своим духовным истокам – то есть к русской православной церкви. Воссозданный Храм стал самым большим собором Русской православной церкви. Одновременно в нем может находиться 10 тысяч человек. Его высота - 103 метра, общая площадь храмового комплекса - более 80 тысяч квадратных метров. Историки, архитекторы и художники проделали поистине титаническую работу, восстанавливая Храм: его внешнее и внутреннее убранство, иконы и роспись стен, барельефы и резные люстры. Стены и купола Храма расписывали вручную 200 художников и выполнили работу меньше, чем за год. По мнению искусствоведов, новый Собор, за исключением нескольких деталей, ничем не отличается от старого разрушенного. Ежегодно Храм Христа Спасителя посещают более 2-х миллионов человек. Это одна из главных туристических достопримечательностей Столицы. В XIX веке лучшие российские живописцы работали над убранством Храма: Суриков, Верещагин, Семирадский. Лик Господа на 27-и метровом куполе писал художник Иван Крамской. В новом Храме его работу в точности повторил профессор живописи Евгений Максимов. Храм Христа Спасителя состоит из 3-х частей – престолов. 2 боковых престола освящены в честь Николая Чудотворца и Святого Князя Александра Невского. Центральный престол в честь Рождества Христова украшает необычный алтарь, выполненный в виде восьмигранной часовни из белого резного мрамора высотой 27 метров. Храм Христа Спасителя – это национальное достояние России, особое, историческое место, где проходили важнейшие события Российской Империи. Здесь отмечали 300-летие Дома Романовых, 100-летие победы над Наполеоном. 15 августа 1917 года, после 200-летнего перерыва, здесь состоялся Всероссийский Поместный собор, восстановивший Патриаршество в Русской церкви. Православная Россия вновь обрела своего Патриарха. Им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику Святых. После восстановления Храм Христа Спасителя стал центром духовной жизни России. Здесь хранятся важнейшие христианские святыни – символы не только веры, но и великой истории страны. Верующие со всей России приезжают в Храм, чтобы поклониться мощам Митрополита Московского Филарета, святителя Иоанна Златоуста, Великих Князей Владимира и Александра Невского. Главные святыни Храма хранятся в алтаре, попасть в который могут только священнослужители. Однако для нашей съемочной группы было сделано исключение, и с благословления отца Михаила мы можем показать внутренне убранство главного иконостаса Храма. После разрушения старого Храма на его месте большевики хотели построить огромное здание – Дворец Советов. Однако из-за Великой Отечественной Войны работы были остановлены. В результате, в 50-х годах прошлого века гигантскую яму с недостроенным фундаментом превратили в бассейн «Москва»: крупнейший в Советском Союзе и один из самых больших в мире. Храм Христа Спасителя находился на холме. Это была высота, которую уничтожили при попытке строительства Дворца советов. Поэтому перед архитекторами, которые воссоздавали нынешний Храм, стояла такая задача – выйти на ту же высоту по отношению к архитектурной среде. Нужно было вновь насыпать холм или каким-то полезным образом использовать возникшие площади. Было решено сделать так называемую стилобатную часть. В стилобатной части был возведен еще один храм – Преображенская церковь, которую освятили в честь находившегося когда-то на этом месте Алексеевского женского монастыря. Также тут расположены Зал церковных соборов, трапезные и Патриарший музей церковного искусства. Музей Церковного искусства создан Патриархом Московский и всея Руси Кириллом на основе коллекции, собиравшейся долгие годы. Произведения церковного искусства за 2 тысячелетия расположены в хронологическом порядке. Здесь представлены и старые мастера византийской, критской, московской школ, и работы известных русских художников: Иванова и Нестерова. Одна из «жемчужин» экспозиции - триптих Виктора Васнецова, написанный специально для парижской выставки 1899 года. В Патриаршем музее церковного искусства также есть отдельная экспозиция, рассказывающая об истории строительства и уничтожения Храма. Здесь хранятся уникальные экспонаты – подлинные артефакты разрушенного старого Храма. Например, здесь можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая когда-то находилась за алтарем. Мрамор ступеней разрушенного Храма большевики пустили на отделку нескольких станций Московского метро. Сейчас фрагменты этих ступеней также хранятся в Музее. За 20 минут до начала богослужения начинается звон Благовест, через 10 минут к нему присоединяется трезвон: хор из нескольких небольших колоколов. В обычное время вход в звонницу закрыт и для туристов, и для прихожан. Нашей съемочной группе представилась уникальная возможность не только заснять рождение звона колоколов Храма, но и принять участие в его создании. В часы работы Храма любой желающий может попасть на его смотровую площадку. И вид на город отсюда - один из лучших в Москве. В день съемок нашей программы в Храме проходил праздник Положения Ризы Господней. В 17-м веке персидский шах Аббас подарил частицу ризы Иисуса Христа Святейшему Патриарху Филарету. 23 июля 1625 году риза была торжественно положена в шатер для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. В СССР святыня хранилась в Музее Кремля, и лишь в 2007 году она была передана в Храм. Настоятель Храма Христа Спасителя – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он лично проводит здесь богослужения в дни главных православных праздников: Рождества Христова и Пасхи. "Сегодня мы с вами стоим в возрожденном Храме Христа Спасителя. Тысячи и тысячи храмов построены, еще тысячи храмов строятся, но самое главное, к вере обращается наш народ, и мы начинаем понимать, что неслучайны были и те трагические страницы в истории нашего Отечества. Мы видим Божий след, Божие присутствие в человеческой истории. А это значит, что Господь дает нам вспомоществование, дабы мы укрепились в вере!" Патриарх проводит службы и в нижнем храме - церкви Преображения Господня. Случается это два раза в год – на Яблочный спас и на Крещение. Именно здесь, в Преображенской церкви, хранится единственная икона, чудом уцелевшая после разрушения старого Храма – «Спас Нерукотворный» художника Сорокина. Рядом с церковью Преображения Господня находится Зал церковных соборов. В этом большом зале на 1300 мест проходят самые важные собрания иерархов Русской православной церкви. Например, Поместные соборы, на которых избирали Патриарха, принимались решения о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за рубежом. С благословления Святейшего патриарха Кирилла здесь также проходят светские мероприятия: ежегодная рождественская елка и концерты. После восстановления Храма Христа Спасителя здесь открылась галерея «Центр искусств Москва», где выставляются произведения из частных коллекций, которые никогда до этого не демонстрировались широкой аудитории. Посетителей галереи встречает портрет императора Александра Первого - основателя Храма Христа Спасителя. В экспозиции можно увидеть изображения других членов императорской семьи, а также принадлежавшие им личные вещи. В «Центре искусств Москва» выставляются работы известных русских художников: Айвазовского, Левитана, Саврасова, Шишкина. Также здесь представлены классические произведения европейского искусства – картины фламандских живописцев и итальянских мастеров эпохи Возрождения. После разрушения старого Храма многие бесценные реликвии были безвозвратно утрачены. Но некоторые, чудом сохранившиеся, и по сей день находятся в новом Соборе. Это стало возможно благодаря москвичам, которые, рискуя жизнью, приходили к разрушенному Храму, забирали то, что можно было еще спасти, хранили это в течение 70 лет, и вернули в новый, восстановленный Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя стал не только символом возрождения России, но и дал импульс для восстановления разрушенных храмов и строительства новых по всей стране и за ее пределами. За последние 30 лет было построено и восстановлено из руин более 30 тысяч православных церквей и храмов. В этом году особая дата - 20 лет со дня великого освещения Храма Христа Спасителя - символа России и православной церкви. Символа народа, которых сохранил дух старого Храма, сберёг его реликвии и построил новый. Редакция телеканала «Большая Азия» выражает благодарность за помощь в создании программы: Ключарю Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву Исполнительному директору Фонда Храма Христа Спасителя Сергею Григорьевичу Семененко Директору Патриаршего музея церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя протоиерею Георгию Мартынову Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, исполняющему обязанности руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимиру Романовичу Легойде Куратору «Центра Искусств. Москва» Андриану Мельникову В программе использованы фото- и видеоматериалы, предоставленные Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси, Главным архивным управлением города Москвы, Фондом Храма Христа Спасителя, Патриаршим музеем церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий. Программа создаётся при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы.