Дружба с Чечней и чтимые могилки: по каким критериям отбирают в святые
Кого РПЦ в наше циничное время канонизирует, а кого оставляет без нимба, и кого праведником назначает народ, разбиралась корреспондент «Собеседника». Воин-мученик Евгений 23 мая на кладбище возле церкви Вознесения Господня (деревня Сатино-Русское Подольского района Московской области) приезжают автобусы с военными, курсантами и участниками патриотических клубов. У некоторых при себе икона, на которой – солдат с крестом в руке и автоматом за спиной. Евгений Родионов 23 мая 1996 года солдат Евгений Родионов погиб жестокой смертью от рук взявших его в плен чеченских боевиков. По словам его матери Любови Родионовой, которая ездила в Чечню и провела собственное расследование, Евгений отказался снимать нательный крест и принимать ислам в обмен на жизнь, за что ему отрубили голову. История Родионова стала известной в народе, певец Александр Маршал написал о Жене песню. Любовь Васильевна, а следом за ней и другие увидели в поступке Евгения нечто большее, чем мужество и героизм. Много лет она пыталась канонизировать сына как мученика, принявшего смерть за веру, но в РПЦ ей отказали. Причин много: всё, что известно о смерти Родионова – со слов его матери, свидетелей нет в живых, да и армейскую биографию Жени трудно назвать кристально чистой. Отказ церкви не помешал простому народу обращать к Евгению свои молитвы. – На могилу к нему приезжают, скажем так, экзальтированные люди, порой не совсем адекватные, – рассказывает настоятель Вознесенского храма отец Максим. – Нет ни одного официально зафиксированного чуда. Чудо – это не когда человек говорит, что помолился о продаже квартиры – и сразу нашелся покупатель. Это когда, например, больной с последней стадией онкологии исцелился и это задокументировано в медучреждении. В отношении Родионова не было ни одного подобного момента. Отец Максим объясняет: поступок Жени – это не святость, и если его канонизировать, то подобное нужно делать и с тысячами других русских парней, которые в новое время погибли за Родину. Но в интернете продолжают появляться изображения икон воина Родионова. Русский ангел Со смерти 10-летнего Славы Крашенинникова из челябинского города Чебаркуль прошло 27 лет, но о нем до сих пор не забыли. Для многих «святой Славик» – мальчик, посланный на землю Богом, а может, даже сам Бог. Слава Крашенинников Почитатели создали в соцсетях десятки групп, посвященных отроку, приезжают на его могилу, берут с нее мраморные камушки, которые, по их мнению, нужно прикладывать к больному месту – они якобы лечат. «Приведу такой случай, – пишет Анна в группе «Русский Ангел отрок Вячеслав», – новая работа требовала сидеть за компьютером по 13 часов в день. Через месяц такого режима начали сильно болеть шея и плечо, потом боль начала уходить в руку, и терпеть было сложно. Поняла, что долго так не проработаю. Боль не проходила сутками. Усиливалась. Вспомнила про отрока и попросила его помощи! Взяла камушек и приклеила его лейкопластырем к шее. Боль прошла моментально! Походила с камушком неделю, и больше меня эти боли не беспокоили!» Все чудеса с прошедшей зубной болью, вылеченным за день конъюнктивитом и тому подобным не пересчитать. Большой популярностью пользуются пророчества Славика о конце света, антихристе и мировом правителе. Можно подумать, что при жизни Славик только и занимался тем, что готовил свое прославление. Однако его школьную тетрадь с пророчествами не нашли, а по информации людей, которые были знакомы с мальчиком, он был обычным ребенком. В 10 лет у Славы обнаружился лейкоз, он умер. С этого момента мать Славика – Валентина Крашенинникова – начала создавать его культ. Она написала о нем и о его пророчествах несколько книг. Валентина много лет добивалась канонизации сына, но получила от РПЦ отказ и отпор. Церковь неоднократно озвучивала позицию: вся ее писанина о Славике не имеет отношения к православию, а пророчества мальчика о конце света – микс из голливудских фильмов. Три года назад мама Славика бесследно исчезла, склеп закрыт на замок, но в Чебаркуль поток верующих не остановить. Марина – освободительница от цифрового рабства Марине Нижегородской (Давыдовой) не пришлось совершать подвиги и делать предсказания, чтобы стать в народе святой. Достаточно было отказаться от медицинского полиса, который из-за цифр и штрихкода, по мнению группы верующих, имеет дьявольскую сущность. Согласно жизнеописанию «новомученицы», Марина родилась в 1975 году в семье рабочего. У девочки был сахарный диабет, она ослепла на один глаз, но истово верила и ходила в церковь. На одной из служб у Марины обострилась почечная недостаточность, она разорвала свой полис, чтобы «умереть в Боге», и дома в муках отошла в мир иной. Почитатели составили акафист Марине, написали иконы – слишком стандартные, даже полис в руки не вложили. По их свидетельствам, «святая» помогает избавиться от цифрового рабства. «Помощь от св. новомученицы Марины я получал неоднократно, – сообщает Михаил из Дивеево. – В том числе, когда обновлял водительские права по старому паспорту (СССР). Молился муч. Марине, просил ее о заступлении и помощи. В ГАИ начальник разрешил оформить права по старому паспорту, причем простые бумажные, а не пластиковые. Также получил от Марины помощь, когда попал в аварию и получил повреждения на лице. В травмпункте наложили швы, когда же пришел по месту жительства в поликлинику снимать швы, главврач воспротивилась принимать по старому паспорту и без мед. полиса. Я сразу стал молиться Марине и пошел в кабинет хирурга, который снял мне швы, не спросив никаких документов». Пелагея и Матрона: две жизни – одна судьба Еще одна народная «святая» – Пелагея Рязанская – умерла в 1966 году. История блаженной старицы Полюшки один в один похожа на историю ее современницы Матроны Московской: обе слепые, жили у родственников в Москве, к ним шел народ, они делали предсказания. Но неканонизированной Пелагее молятся сотни, а к Матронушке стекаются тысячи после того, как ее мощи были перенесены в Покровский женский монастырь на Таганке – в сердце Москвы. Пелагея Рязанская Матрона – наверное, самая известная из новых святых, канонизированных после 1988 года (с 1917 года канонизации были запрещены большевиками), хотя ее канонизация у богословов до сих пор вызывает вопросы. – Это сходство Пелагеи и Матроны еще раз говорит, что мы имеем дело не с реальной историей жизни, а с мифологемой, – говорит доктор богословия Георгий Митрофанов, который был членом Синодальной комиссии по канонизации с 1993 по 2013 год. – Точной информации об образе жизни Матроны нет, ее биография обросла мифами, например о встрече со Сталиным. В ее почитании много языческого. Матрона Московская Главные требования Синодальной комиссии к святым: это жизнь человека в христианских традициях, почитание в народе и задокументированные после смерти чудеса. Но это в идеале. – Мотивы канонизации часто имеют рекламно-политический интерес, – объясняет богослов Андрей Кураев. – Так было в 1988 году, когда канонизировали лица, знакомые читателям советских учебников: Дмитрий Донской и Андрей Рублев. Это странно, когда решение о канонизации вдруг принимается спустя многие века. Второй мотив многих канонизаций – это заигрывание с фольклорными вкусами. Третий мотив совсем прост: желание взять под свой контроль денежные потоки вокруг чтимой могилки. Когда я возмутился канонизацией Матроны Московской, в патриархии мне ответили: «Молчи, ты не знаешь, сколько денег она приносит». В истории с солдатом Евгением Родионовым на самом деле тоже есть «рекламно-политический» момент. – Когда зашел разговор о канонизации Родионова, мы с чеченцами уже были близкими друзьями, и стало неполиткорректно прославлять воина, которому в первой чеченской кампании отрезали голову, – говорит отец Максим. Церковь канонизирует не только праведников, есть еще святые преподобные – из монахов, новомученики, принявшие смерть за Христа после 1917 года, царственные страстотерпцы – которые приняли со смирением смерть. Так был канонизирован Николай II, личность и жизнь которого вызывает споры. Николай II – Святой и не может быть безгрешен, без греха только Бог, – говорит Георгий Митрофанов. – Святой – это человек, который смог подняться над самим собой и стать примером для других христиан. После Поместного собора РПЦ в 1988 году были канонизированы больше 1,5 тысяч святых, но даже воцерковленные знают из них лишь десятки. Люди все равно выбирают тех, кто им ближе и понятнее, одного официального нимба недостаточно. Миллиарды верующих. Как РПЦ собирает себе на земле * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2020 под заголовком «Новые святые».