640 лет назад, в сентябре 1380 года, русские и ордынские войска выстроились друг напротив друга. Исход битвы решил двойной натиск. Отряды Дмитрия Донского пересекли реку Непрядву, первыми атаковали лагерь противника, но этого не хватило для победы. Завязался бой с наемниками — черкесами, фрягами и со степняками — основными силами Орды. В сумятице угадать победителя было невозможно, и лишь появление запасного полка — свежих русских войск решило дело. Темник (полководец) и правитель Орды Мамай бежал с боя. Он уносил с собой память о том, зачем пошел войной на Русь, в чем отказали ему русские и с чем ему не удалось совладать за годы правления. О деньгах. Мамай не хочет войны? Вопреки сложившимся представлениям, причины столкновения между Русью и Ордой лежали не только в области культурных и политических противоречий. Не реже они отчеканивались и в звонкой монете. Со времени монгольских завоеваний Русь платила дань Орде. В 70-е годы XIV века поток серебра из Московского княжества иссяк. Летописцы назвали это "розмирьем": Мамай требовал денег, но не мог получить ничего, причитавшегося от Москвы. На то, чтобы перестать выплачивать дань Мамаю, у Дмитрия Донского были причины. Торговый союз западноевропейских городов Ганза ограничил торговый оборот, существенно сократив доходы Москвы. Казна оскудела, а страх перед ордынцами снизился. В начале десятилетия их задела одна из волн пандемии XIV века — чумной. Русь поветрие обошло стороной. Положение давало возможность пересмотреть соотношение сил. С Москвой Мамай даже пробовал замириться, приняв в своей резиденции кандидата в митрополиты москвича Михаила. И делал шаги навстречу независимому княжеству в Твери, надеясь направить его против Москвы. Однако восстановить налаженный поток денег с Руси дипломатическими средствами не смог. Не татарское войско? Когда войска Дмитрия Донского и его союзников подошли к полю Куликову, против них выступили заметные, но разношерстные и разрозненные силы. В распоряжении Мамая находились девять тюменов — соединений, каждое из которых могло бы выставить 10 тыс. человек. Но после эпидемии степи не обеспечивали набора. Мамай вынужден был обратиться за помощью к иноземцам. Поэтому против русских на поле Куликово вышли не только тюрки, а вместе с ними — наемники генуэзцы (а возможно, другие итальянцы и западноевропейцы), черкесы Северного Кавказа и армяне. Для затяжного столкновения эти силы не годились. Военные профессионалы сдержали первый удар Дмитрия, но разбежались, оставив Мамая, когда подоспели свежие силы русских. Упомянутые в русских источниках "фряги" дали пищу мифу о поле Куликовом. Это слово имело несколько значений, одно из которых "житель Генуи". Утвердилось представление о Мамае как правителе, пробовавшем навести мост между Востоком и Западом. Ордынец якобы выступил как союзник католических держав, надеявшихся взять под контроль древнерусский экспорт. Участником интриги называли даже папу римского. Однако известной на Западе черной генуэзской пехоты на поле Куликовом, судя по всему, почти не было. По данным источника XV века "Устава для генуэзских колоний на Черном море", торговая республика располагала лишь десятками, в лучшем случае — сотнями воинов на месте, к которым мог бы в спешке обратиться Мамай. Нет причин считать, что он получил бы согласие: республика едва стала бы оголять тылы, как бы она сама ни относились к Орде. Кроме того, длительная дружба Мамая с Генуей также не подтверждается фактами. Вероятнее другое: слово "фряг" у древнерусских авторов, писавших о поле Куликовом, имело более широкое значение — итальянец, включая неаполитанцев, и даже любой выходец из Западной Европы. Но какими путями эти люди попадали в степь, остается неясным. Не Пересвет и не Ослябя? Эмоциональная кульминация Куликовской битвы — сражение русского воина Пересвета с ордынским силачом Челубеем — также не вписывается в канву исторических фактов. На картине Васнецова, посвященной этой теме, славянский воин изображен в монашеской одежде, что соответствует исторической традиции, видевшей в нем инока. Однако в памятнике XIV–XV веков "Задонщина" герой представлен иначе: "поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспехом посвечивает". Обнаружены источники, указывающие, что и Пересвет, и его спутник Ослябя оставались мирянами, поскольку оба являлись знатными дружинниками брянского князя Дмитрия. В исторической реальности они не имели отношения к Сергию Радонежскому и даже не относились к собственному войску его духовного чада — Дмитрия Донского. Вполне вероятно, причисление обоих к духовенству — результат ошибки переписчика, а не злого умысла. Перед смертью Ослябя постригся в монахи, и со временем его стали отождествлять с клириками. Пересвет же в ранних источниках именовался "братом" Осляби, что стали понимать иносказательно как монашество, то есть братство во Христе. Впрочем, в атеистические времена от христианского контекста этих образов отказались. Созданная в 1943 году картина Михаила Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" — самое знаменитое изображение боя. На нем богатырю возвратили его мирской облик, в котором он и сражается с ордынским супостатом один на один. Мамай не был узурпатором Еще одно популярное недоразумение, связанное с Мамаем, — причисление ордынца к похитителям престола со следующим из этого выводом: темник якобы был низвергнут в ходе затяжной, но при этом справедливой борьбы за власть. Роль и значение Дмитрия Донского при таком подходе кардинально меняются: из мятежника или борца за национальное освобождение он превращается в деятеля масштаба Великой степи, пытавшегося не обособиться, а, напротив, навести порядок в раздираемой смутами стране. В действительности оснований видеть Мамая в настолько черном свете не существует. Не имея прав на престол, он соблюдал династическое право, управляя ордой от имени зависимых от него молодых и слабых ханов. С этой стороны, потеря, понесенная им на поле Куликовом, была невосполнимой. После атаки русских жизни лишился хан Мухаммад, который не должен был участвовать в схватке, поскольку выполнял совсем другую функцию: присутствовал, чтобы воплощать собою законную власть. Других потомков Чингисхана под рукой у Мамая не было. Бежав в степи, полководец столкнулся с потерей легитимности, и от него стали откочевывать прежде верные тюмены. Появление на горизонте нового претендента на власть оказалось как нельзя некстати. Выходец из казахских степей Тохтамыш хоть и по боковой ветви, но являлся родственником правителей Золотой Орды. Вопреки устоявшимся представлениям о степняках как примитивном обществе, закрыть глаза на династическое право среди них отваживались немногие. Чаша весов стала склоняться в сторону нового претендента. И неудивительно, что когда Мамай сразился с Тохтамышем, то был наголову им разбит. После такого бывшему правителю Золотой Орды оставался единственный путь — в земли предков, лежавшие на юге. Последний акт исторической драмы разыгрался на берегу Крыма, где Мамай лег в землю. Одни считают его убийцами ордынцев, другие — генуэзцев. Или, может быть, все произошло иначе? Мамай не похоронен в Волгограде Поздняя легенда, связанная с Мамаем, касается его гробницы и набрала силу уже во второй половине XX века. Ее основа — наивная этимология, ставящая знак равенства между разными людьми, жившими в отдаленные эпохи и носившими имя Мамай. На деле в таком совпадении нет ничего необычного — ведь оно представляет форму популярного имени Мухаммад. Но в городе Царицыне, ставшем впоследствии Сталинградом, многие верили, что Мамаев курган на берегу Волги — не просто созвучен по своему названию темнику, а послужил ему местом последнего упокоения. Тем более что поблизости — на Нижней Волге и правда раскопаны главные центры Золотой Орды. После Сталинградской битвы обаяние легенды только усилилось. Рассказывали о могиле Мамая, спрятанной в толще холма, где ордынский полководец якобы покоится во всеоружии, похороненный с почестями в золотых доспехах. Главное сражение XX века, по этой версии, разыгралось непосредственно на его костях. К действительности эта гипотеза с самого начала не имела отношения. Захоронения Мамая продолжили искать там, где теряются его следы, — в Крыму. И в 1990-х добились успеха. Российские археологи обнаружили гробницу темника в окрестностях поселка Старый Крым у могильного холма, известного как Шах-Мамай. Когда усыпальницу вскрыли, глазам ученых предстала разочаровывающая картина. Оставленного воинами и слугами Мамая похоронили бедно, как полагается все проигравшему изгнаннику. "Это захоронение, весьма заурядное с погребальной точки зрения [...] привлекло наше внимание устройством домовины и размерами погребальной ямы", — отыскали интересные стороны археологи. Но может быть, погребальная яма таит в себе символ? Боровшийся до конца за огромную власть Мамай, словно в насмешку, лег в могилу много больше себя по размеру. Длина похоронного углубления составила гигантские 2,9 м. В то время как темник, пробовавший вернуть Орде власть над Русью, на деле был карликом — всего 1,5 м. Ценных вещей, чтобы отправить в последний путь вместе с незадачливым хозяином степи, у устроителей похорон не нашлось. Игорь Гашков