В Самаре открылась выставка "Стихии Анны Голубкиной"
25 сентября филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре представил в Музее модерна выставку работ Анны Голубкиной, одного из крупнейших мастеров русской скульптуры первой четверти XX века. На выставке можно увидеть около ста ее работ. - Это первый наш выставочный проект, - сообщил директор филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко. – Мне кажется, выставка очень гармонично смотрится в интерьерах Музея модерна. Основная часть представленных работ - из московского Музея А. С. Голубкиной, который входит в состав Третьяковской галереи. Там представлено наиболее полное собрание её произведений. Многие работы Голубкиной покинули Москву впервые за многие годы. Последний раз их вывозили из Третьяковки во время эвакуации в годы войны. На выставке есть и произведения Голубкиной из собрания Самарского областного художественного музея. Дело в том, что в послевоенные годы многие гипсовые отливы ее работ были переданы в региональные музейные собрания. Несколько скульптур досталось и нашему городу. Вместе с другими великими русскими мастерами эпохи Серебряного века Анна Голубкина во многом изменила художественный язык скульптуры. В этом можно убедиться, побывав в залах Музея модерна. Тут и работы, созданные под впечатлением от искусства Древнего Египта, Древней Греции и Месопотамии. Тут и произведения в духе модных в начале двадцатого века течений - импрессионизма, символизма, экспрессионизма. Скульптуры разнообразны по технике их создания. Одни отлиты в бронзе, другие созданы из мрамора. Удивительно и их жанровое многообразие. Гость нашего города, главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова, отмечает: - Открытие нашего филиала в Самаре – это историческое событие. Нынешней, первой выставке предшествовала огромная работа. Экспозиция подбиралась специально для Музея модерна. И она выглядит очень органично в этом доме. Анна Семеновна Голубкина – многоплановый, разносторонний скульптор. Третьяковская галерея обладает фантастической коллекцией ее произведений. При формировании экспозиции в Самаре учитывалось все – масштаб и количество помещений, дизайн, наше стремление представить самые разные грани творчества Голубкиной. На мой взгляд, это потрясающая выставка. Здесь нет пренебрежения к мелочам. Каждая деталь продумана. Музейное пространство разделено на пять зон. В зале "Рождение стиля" представлены знаковые работы скульптора, показывающие формирование ее творческого почерка и движение от традиции к модерну. В отдельном зале размещены скульптурные портреты, созданные мастером. Это и образы обычных людей, и портреты тех, кто во многом сформировал эпоху Серебряного века, - поэта и философа Вячеслава Иванова, промышленника и мецената Саввы Морозова, писателя Алексея Толстого. Тут же – самое первое скульптурное изображение Карла Маркса, созданное в 1905 году. По представленным здесь произведениям можно убедиться в том, что Голубкина была мастером и психологического, и символического портрета. И в них, по выражению философа Василия Розанова, "эпоха узнавала себя и уходила в вечность". В зале "Мастер и материал" посетители могут заглянуть в мастерскую Голубкиной, увидеть, как она работала и как новаторское отношение к материалу сформировало пластику ее произведений. Здесь можно увидеть и ее инструменты для работы по дереву, глине и камню. И удивительный рельеф «Материнство», перекликающийся с творениями великих мастеров эпохи Возрождения. Ее этюды. Маски современников, которые Голубкина лепила с натуры. В зале "Зарайские сфинксы" можно увидеть работы Голубкиной, в которых отразилось ее увлечение культурой древнего Египта. Впервые изображение древних сфинксов она увидела на набережной Невы перед зданием Академии художеств, куда приехала учиться в 1894 году. Ей хотелось найти ключи к удивительным тайнам древности. Произведения из цикла "Зарайские сфинксы" - одна и таких блестящих попыток. До 1910 года у Анны Семеновны не было своей мастерской. Она подолгу жила и работала на родине, в Зарайске. Удивительны трансформации образов жителей городка в ее творчестве. Один из самых необычных образов воплощен в скульптуре "Старая". В этом портрете черты русской женщины странным образом сочетаются с мотивами Древнего Египта. Традиционный русский платок напомнил Голубкиной знак власти фараонов - полосатый платок немес. А портрет пожилой женщины превратился в символ всеведения и мудрости. Зал "Зарайский сад" - это своего рода посвящение малой родине скульптора, оказавшей огромное влияние на ее творчество. Тут представлена совсем другая, неожиданная для многих Голубкина. Тонкий художник-график, с помощью акварелей создавший "гербарий" растений, увиденных ею в зарайских полях. Она запечатлевала их в период цветения. Кстати, в собрании Третьяковки – около двухсот листов Голубкиной с изображением четырех с половиной сотен растений. Здесь же, в этом зале, представлены изящные камеи из слоновой кости и морской раковины. Известно около полусотни созданных ею камей. Одиннадцать из них представлено на выставке. На выставке можно увидеть письма скульптора, документы, рассказывающие об отдельных эпизодах ее творческой биографии. В том числе и о том, что все средства, полученные от продажи открыток, выпущенных после ее дебютной выставки, Голубкина пожертвовала в помощь раненым российским воинам Первой мировой войны. Выставка творений Анны Голубкиной продлится в Самаре до 13 декабря. Фото: "Третьяковка в Самаре"