Караваджо, непонятый гений
Микеланджело Меризи, известный как Караваджо, родился в Милане 29 сентября 1571 года. Хотя он был одним из самых известных итальянских художников всех времен, его слава пошла на убыль уже после его смерти. И с течением времени его революционное искусство игнорировалось более двух столетий: подлинное забвение с конца семнадцатого века до середины двадцатого века. Он был возрожден в 1950-х годах легендарным итальянским историком искусства Роберто Лонги, открывшим путь к новому и бесспорному триумфу. Но как случилось, что такой великий художник, как он, оказался забытым? Возможно, Караваджо родился под злой звездой. Потому что ему посчастливилось добиться успеха в начале семнадцатого века – время, плохо оцененное потомками. Что-то вроде черной дыры между славой Возрождения, эпохи Просвещения и долгой поре неоклассицизма, прославлявшей греко-римскую древность. Фото: http://www.lasinodoro.it/ «Согласно историографии начала двадцатого века, Меризи был одним из образцовых героев периода, отмеченного политическим угнетением и триумфом контрреформатской церкви», – объясняет Франческа Каппеллетти, профессор истории современного искусства в Университете Феррара и исследователь работ Караваджо. Фактически, в семнадцатом веке большая часть Италии превратилась в испанскую колонию, как раз тогда, когда Мадрид уступал только Риму Сикста V в своем стремлении исправить религиозное сознание и проявить дурную привычку злоупотреблять властью. Художник-революционер-ломбардист со своими мрачными драматическими картинами и бурной жизнью настолько хорошо представлял тот век морального и исторического упадка, что оставался запутанным в негативных суждениях об этой эпохе. И он был неизбежно поврежден. Фото: https://www.pray.com.au/ Многие предали его забвению вплоть до двадцатого века, и каждая резкая критика способствовала возникновению такого рода современных damnatio memoriae. Уже вскоре после его смерти, которая произошла летом 1610 года (тайна конца Караваджо до сих пор в значительной степени не раскрыта), его слава пошла на убыль. Но это было только начало. Николя Пуссен (1594–1665), художник, который во времена Людовика XIII был очень популярен как в Париже, так и в Риме, зашел так далеко, что заявил, что Караваджо пришел в мир, чтобы уничтожить живопись. Преувеличенное заявление? В глазах недоброжелателей Меризи был способен изображать только своих собратьев (то есть «мерзкое, вульгарное человечество»), в то время как истинные художники писали истории, священные сцены или деяния великих людей и героев. Более того, как писал Джан Пьетро Беллори, историк искусства, которого считали чуть ли не Вазари конца семнадцатого века, его картины были «бездействующими»: мы бы сказали, не очень оживленными, без действия, достойного упоминания. Тем не менее, сколько Юдифь и Олоферна были написаны раньше миланского гения? Десятки и десятки. Но одно только его выглядит как снимок преступления. И однажды увидев это, вы никогда этого не забудете. Фото: https://www.artwave.it/ В восемнадцатом веке, за редким исключением, продолжалась та же линия. Другой уважаемый биограф художника, Антонио Пеллегрино Орланди, назвал очень личное использование светотени художником «хитрым пятном». Проще говоря, он намекнул, что это была «быстрая» техника, которая дала сильные результаты, не требуя месяцев или лет практики в дизайне и перспективе, ни тяжелого труда перед древними статуями и мастерами эпохи Возрождения, как и все остальные хорошие художники, уважающие традиции. И чтобы понять отсутствие интереса к Караваджо даже в девятнадцатом веке, достаточно двух примеров: известный расхититель чужих сокровищ Наполеон Бонапарт ничего не взял из работ Меризи для своей богатой коллекции итальянского искусства; а Гете в знаменитом «Воядже в Италии» (1816, 1817), повествующем о большом путешествии писателя по стране с 3 сентября 1786 года по 18 июня 1788 года, даже не упоминал об этом. Наконец, в двадцатом веке, чтобы спасти Караваджо от забвения, пришли исследования Роберто Лонги, искусствоведа и ненасытного коллекционера, который не только в 1920 году нашел у флорентийского антиквара мальчика, укушенного зеленой ящерицей (1595-1956), но и рассказал о жизни Меризи, полностью стерев предрассудки. Он также назвал Караваджо первым художником современной, человеческой, популярной эпохи. И когда в 1951 году ему удалось организовать памятную выставку в Палаццо Реале в Милане с впечатляющим количеством работ, справедливость восторжествовала: это положило начало успеху революционного художника в Италии и за рубежом, которым он удивил бы даже своих величайших коллекционеров семнадцатого века. Фото: https://artsdot.com/