Крепостные театры: зачем русские помещики делали их своих крестьян актеров
Почти сто лет в России существовало такое явление, как «крепостной театр», однако сейчас об этой вехе в истории культурной жизни страны большинство из нас даже не слышало. В 1780 году в Москве открылся Большой Петровский театр, прародитель современного Большого театра в центре столицы. Однако немногие знают, что в ту пору в России большинство представлений разыгрывалось отнюдь не на больших сценах «императорских» театров, как их тогда называли. С середины XVIII века среди дворянского сословия появилось новое увлечение – крепостной театр. Скука помещиков или погоня за модой стали тому причиной, но в пик расцвета крепостного театра в России последних насчитывалось более двухсот. В основном, у помещиков в Москве и Петербурге, но были свои театры и у дворян в Нижнем Новгороде, Казани, Орле и других городах. Что же представлял собой крепостной театр? Одной фразой на этот вопрос не ответить. У одних господ подобный «театр» больше напоминал театральный кружок, а сами представления в наше время провалились бы, будучи показанными даже на детских утренниках. Однако такой пример, скорее, все же исключение: чаще всего в крепостном театре были задействованы довольно способные к актерской игре крестьяне, отбором которых заведовал сам хозяин. Надо сказать, что и все остальные работники театра являлись собственными крестьянами помещика: работники сцены, костюмеры, музыканты. Случалось и такое, что труппа лишь частично состояла из крепостных крестьян: наряду с ними в постановке могли участвовать и «вольные» артисты императорских театров, а в качестве театральных педагогов и руководителей оркестра можно было встретить настоящих знаменитостей. Интересней всего то, что вместе со своими крепостными актерами в спектакле мог играть и сам помещик! Лучший способ исполнить свое желание играть в театре – создать себе свой собственный! Не стоит, однако, думать, что жизнь крестьянина, попавшего с «пашни» в труппу театра становилась легкой и свободной. Барин везде и всегда оставался барином. С его подачи актера или всю труппу могли продать другому помещику; семью, в которой один из ее членов были занят в театре, могли разлучить «для пользы искусства». Да и о творчестве, а тем более развитии театральной карьеры среди крепостных речи чаще всего не шло: помещик мог закрыть театр через месяц или год с той же легкостью, с которой решил его организовать. Несмотря на все это, имена некоторых талантливых артистов из крепостных театров остались в истории. Это, например, Михаил Щепкин, Прасковья Жемчугова-Ковалева. Имена многих других без сомнения способных крепостных артистов нам неизвестны, но о том, что подобных «самородков» было немало, говорит тот факт, что своих артистов помещики подчас сдавали «напрокат» в императорские театры. Бывали случаи, когда самых достойных и талантливых крепостных актеров даже выкупали за казенные деньги! Одним из самых известных крепостных театров был во владении семьи графов Шереметевых. Актеров тщательным образом отбирали из тысяч крепостных крестьян, для нужд театра готовили и других мастеров. Например, из тех же крепостных были отобраны будущие архитекторы, позже построившие для Шереметевского театра отдельные здания в усадьбах Кусково и Останкино в Москве. Также этот театр был одним из немногих, если не единственным, где актеры получали жалованье деньгами и продуктами. В репертуаре было более ста пьес в различных жанрах театрального искусства. Особого расцвета театр достиг, когда перешел в наследство от отца к сыну Николаю Петровичу Шереметеву. Примечательно, что граф взял в жены крепостную актрису из своего театра – уже Прасковью Ковалеву-Жемчугову. Просуществовал театр более тридцати лет и был закрыт после переезда Николая Шереметева в Петербург, последнее представление было дано уже после официального закрытия в 1801-м году. Закат эпохи крепостных театров приходится на вторую четверть XIX века. В начале 20-х годов несколько достаточно крупных крепостных театров, среди которых театр князя Юсупова, еще были на слуху, однако в дальнейшем картина стала меняться. Изменялась политическая и культурная ситуация в стране, и, наконец, отмена крепостного права в 1861-м году поставила финальную точку на явлении крепостного театра в России.