Константин Симонов: летописец войны
Если бы он написал только одно-единственное стихотворение «Жди меня», то все равно навсегда вошел бы в Золотой фонд русской литературы. Но из-под его пера вышло еще несколько сотен стихов, поэмы, повести, романы и киносценарии. Почти все его творчество было посвящено Великой Отечественной войне – главному событию, которое красной нитью прошлось по жизни людей его поколения. Как и все мы, Константин Симонов не был идеальным человеком, но его литературный талант сделал писателя бессмертным. Родители Будущий поэт, прозаик, драматург и киносценарист Константин Симонов родился в 1915 году в Петрограде. При рождении он был наречен Кириллом. Его отец Михаил Агафангелович Симонов был генерал-майором императорской армии. По линии матери Константин Михайлович был дворянином – княжна Александра Леонидовна Оболенская-Шаховская имела прекрасное образование Смольного института, в совершенстве знала французский и немецкий языки, писала стихи и в целом очень любила литературу и была невероятной красавицей. Она вышла замуж за Михаила Симонова довольно рано. Но революция и последующая Гражданская война не дали Константину возможности жить вместе с родным отцом. В 1920-22 годах пришли последние весточки от Михаила Симонова: он вместе со своей воинской частью находился на территории Польши и звал жену вместе с сыном перебраться к нему. Фактически это означало эмиграцию. Но Александра Леонидовна решила остаться на родине, и после 1922 года следы Михаила Симонова окончательно потерялись. Константин отца так никогда больше и не увидел. Отчим Когда мальчику было 7 лет, они с матерью переехали из Петрограда в Рязань, где Александра Леонидовна вышла замуж за бывшего полковника Александра Иванишева, который работал в военном училище, преподавая красноармейцам военное дело. Александр Григорьевич всей душой полюбил сына любимой женщины, и Константин на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания об отчиме. И, кстати, именно подражая приемному родителю, Костя попробовал «побриться» и случайно полоснул бритвой по языку, от чего у него осталась картавость на всю жизнь, и он не мог четко выговаривать буквы «л» и «р». В свою очередь этот дефект речи подвел поэта к решению уже в сознательном возрасте сменить имя «Кирилл» на «Константин». Обстановка в родительской семье была по-настоящему военная: все было строго, но справедливо, с детства мальчику внушались понятия долга, чести, верности слову. Мама занималась домашним хозяйством и воспитанием сына, в котором души не чаяла. До конца жизни она хранила все записки, рисунки и письма Кирюши, и так и не смогла примириться с решением сына стать Константином, считая, что он «испоганил свое имя». Рабочая профессия После окончания семилетки К. Симонов принял решение идти учиться на токаря, так как всерьез увлекся идеей строительства социализма и искренне хотел связать свою жизнь с рабочей профессией. Через некоторое время он вместе с семьей переехал в Москву, где пошел доучиваться на второй курс Фабрично-заводского училища, потом работал на авиационном заводе, а затем токарем в механической мастерской кинофабрики «Межрабпомфильм». В итоге Симонов стал токарем седьмого разряда (при том, что в СССР было всего восемь разрядов), и его часто называли человеком с «золотыми руками». Стихи и Беломорканал К этому времени он уже довольно серьезно увлекался стихами, которые начал писать еще в 7 лет. И, вдохновленный строительством Беломорско-Балтийского канала, написал поэму «Беломорканал», некоторые части которой были опубликованы. На стихи обратили внимание, и через некоторое время молодой поэт Симонов был отправлен в командировку на Беломорканал, чтобы он своими глазами увидел, как на этой грандиозной стройке бывшие уголовники перековываются в строителей социализма, и доработал поэму. Как вспоминал позднее сам поэт, эта поездка действительно вдохновила его, и он вернулся в столицу полный воодушевления и энтузиазма и дальше прославлять строительство социализма. В поздние годы он будет спрашивать сам себя, насколько сильно он был ослеплен верой в светлое будущее, верой в Сталина? Сооружение Беломорканала. Автор фото неизвестен Литературный институт Такой поворот событий привел к тому, что в 1934 году Константин Михайлович стал студентом вечернего отделения Литературного института, а затем перевелся на дневное. Чуть позже он поступил в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории (окончить ее помешала война). Его стихи начали публиковать в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». Приближение войны В 1939 году Константин Симонов был направлен военным корреспондентом на Халхин-Гол, а оттуда в Белоруссию. Там Симонов тяжело заболел пневмонией и только благодаря матери, которая каким-то чудом прорвалась к сыну и забрала его еле живого в Москву, он выжил. В том же 1939 году он окончательно прощается с именем Кирилл и официально берет псевдоним «Константин Симонов», под которым его вскоре узнает и полюбит весь Советский Союз. Константин Симонов (в центре) и Илья Власенко (справа) на командном пункте 75-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Поныри. Курская битва, 1943 год. Автор фото неизвестен Война. Начало В 1940 и 1941 годах выходят в свет его первые пьесы «История одной любви» и «Парень из нашего города». Также в эти годы он оканчивает курсы военных корреспондентов, так как в воздухе уже чувствовалось приближение войны. И с началом ВОВ Константин Михайлович отправляется на фронт в качестве военкора. Позже поэт признавался, что несмотря на моральную готовность к войне, она все равно оказалась неожиданной и совершенно не такой, какой представлялась ему в его же книгах: ...И с убитого каска: бери! И его же винтовка: бери! И бомбежка - весь день, И всю ночь, до рассвета. Неподвижные, круглые, желтые, как фонари, Над твоей головою - ракеты... Да, война не такая, какой мы писали ее,- Это горькая штука… Поэт сразу же попал на Западный фронт, где в самом начале войны положение складывалось просто катастрофическое. Здесь он пережил самые тяжелые минуты своей жизни – бой на Буйническом поле под Могилевом, где полк, в который он попал, оборонялся от немецких танков. Позднее он опишет это поле в своей книге «Живые и Мертвые», а в конце жизни завещает развеять его прах именно над этим полем. К. Симонов (справа) с А. Лизюковым. 1942 год «Жди меня» В августе 1941 года Константин Симонов, раздавленный ужасами первых месяцев войны, ненадолго попав в Москву, ночуя на даче у друга Льва Кассиля, пишет свое самое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное его возлюбленной – актрисе Валентине Серовой. Сначала у него даже в мыслях не было публиковать стих, настолько личным и сокровенным он получился. На фронтовых дорогах. Валентина Серова и Константин Симонов, 1944 год. Автор фото неизвестен Но вскоре друзья его убедили, что эти строки нужны всем солдатам, которые также как и он жили этой надеждой: что их ждут. Стих вышел в печать. Его перепечатывали, переписывали от руки, заучивали наизусть. Четверостишия стали настоящей молитвой для тысяч и тысяч фронтовиков… И даже в разгар антисоветской эпохи 90-х годов, когда все советское подвергалось гонению, это стихотворение осталось и в школьной программе и на устах – оно стало поистине бессмертным. На всех фронтах Будучи военным корреспондентом, Константин Симонов побывал в самых разных точках фронта. Вот как опишет в будущем эту часть жизни отца его сын Алексей Симонов: «Он стал одним из лучших военных журналистов: ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войне». Позднее его военные записи составят основу книги «От Черного до Баренцева моря». После войны После окончания Великой Отечественной карьера писателя уверенно пошла вверх. Он занимал редакторские посты в ведущих изданиях «Новый мир» и «Литературная газета», был секретарем президиума Союза писателей, избирался депутатом Верховного Совета СССР, много и часто ездил по зарубежным командировкам. К. Симонов в Берлине. 1967 год. Критика В эти же годы произошли события, о которых он не любил вспоминать: преследование неугодных писателей, в том числе Михаила Зощенко, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака. Кто-то будет его осуждать за этот шаг, кто-то посчитает, что это было вынужденной мерой того времени. Сам Константин Михайлович много раз будет задавать себе многие «неудобные вопросы» на склоне лет, анализируя свой путь. Эти размышления умного думающего человека ясно показывают нам, что когда происходили сами события, писатель искренне верил в то, что делает и пишет. Благодарность В то же самое время нельзя не отметить и множество больших поступков писателя. Именно ему мы обязаны возвращением читателям романов Ильфа и Петрова, выходом в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол». И это только то, что касается непосредственно литературы. А ведь были ещё и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка живописца и дизайнера Татлина, восстановление выставки «XX лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. У него, как у депутата, была масса хлопот об обычных людях. Переписку с ними ему помогал вести отчим, и делал это со всей военной аккуратностью, и переписки этой – кому помочь с жильем, кому с лечением, кому с пенсией – у него в архиве накопилось десять томов. Лариса Жадова (жена Симонова) и Константин Симонов (в центре) Поздние годы С началом оттепели К. Симонов попал в немилость к Никите Хрущеву из-за своей преданности Сталину. Итог: писатель был отправлен в командировку в Ташкент, что по сути означало ссылку. Симонов возвращается к литературной деятельности. Но стихов в эти годы почти не пишет, сосредоточившись на прозе. В эти годы были написаны множество романов, повестей, пьес и сценариев к фильмам. Кроме того, Константин Михайлович работал как переводчик, открывая русскоязычной аудитории стихи Р. Киплинга, Р. Гамзатова, Т. Шевченко и других известных поэтов. Мемориальный камень, посвящённый памяти К. Симонова, установленный на Буйничском поле Константин Симонов умер в августе 1979 года от рака легкого. Согласно его завещанию прах писателя был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Источник: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА