«Маяковский ругался не хуже Гнойного». Поэтические истоки баттл-рэпа

Эксперты и простые пользователи соцсетей продолжают обсуждать рэп-противостояние Oxxxymiron и Гнойного. Как точно выразилась в Facebook главный редактор издания TechFusion.ru Марина Эфендиева, «рэп-баттлы — это новый блокчейн. Ты можешь ничего не знать, но высказаться обязан». Баттл Oxxxymiron и Гнойного успели сравнить с творческими состязаниями акынов, которые так же, как и баттл-рэперы, объясняют, почему один лучше другого. Многие написали, что у истоков баттлов стоят поединки поэтов столетней давности, и привели в пример «Выборы короля поэтов», прошедшие в 1918 году, когда, выступая в московском Политехническом музее, Игорь Северянин победил Владимира Маяковского. Позднее Сергей Довлатов писал о подобных баталиях в тюрьмах: «В лагере еще жива форма словесного поединка, блистательной разговорной дуэли. Я часто наблюдал такие бои — с разминкой, притворной апатией и внезапными фейерверками убийственного красноречия». Параллелей масса, как и аргументов в споре, является рэп-баттл поэзией или нет? Андрей Орлов, более известный как поэт Орлуша, который в своем творчестве с удовольствием использует весь спектр великого и могучего, о баттлах знает давно, и они его не впечатляют: Андрей Орлов поэт Орлуша «Рифмованный текст не всегда называется поэзией. Впрочем, это дело вкуса. Имеет это какое-то отношение к литературе? Несомненно, нет. Имеет ли отношение к масс-культуре? Имеет, как какой-то словесный поп-арт. Но, по-моему, внимание преувеличено. Явно есть анекдоты, у которых больше прослушиваний». К поэтическим слэмам внимания явно меньше, чем к рэп-баттлам, но они все равно проходят, например, в Москве вот уже 15 лет. Каждому поэту на выступление отведено по три минуты. Победителя определяет зритель. Организатор и ведущий таких слэмов поэт Андрей Родионов видит в баттл-рэперах коллег: Андрей Родионов поэт, организатор и ведущий поэтических слэмов «Здесь я увидел интеллигентную, с довольно точными рифмами, с писанием в столбик поэзию, которую порой даже было приятно слушать. «Выборы короля поэтов» в Политехническом музее именно такое из себя и представляли, когда Маяковский вполне себе ругался не хуже Гнойного». К слову, в тексте Oxxxymiron в нашумевшем баттле не было ни одного матерного слова. Он, видимо, совершенно справедливо ожидал, что баттл вызовет такой резонанс, и, может быть, хотел облегчить жизнь журналистам, чтобы те вставляли в свои сюжеты фрагменты его выступления. Так или иначе, Oxxxymiron — величина. Поэтом его называли видные представители российской культуры и раньше. Чего стоит случай, когда ученица одной из Хабаровских школ на уроке литературы строчки из песни Oxxxymiron выдала за стихи Мандельштама и получила пятерку. За преподавателя, который не заметил подмены, потом многие заступались. Например, Захар Прилепин сказал, что «мало кто отличил бы». Oxxxymiron осенью планирует собрать «Олимпийский». А Гнойный — он же Слава КПСС, он же Соня Мармеладова, он же Валентин Дядька — прежде всего профессиональный тролль. У него, как и у Oxxxymiron, помимо баттлов есть и собственные треки, но в них все те же диссы — так в рэп-культуре называются оскорбления оппонентов, вызовы их на дуэль. Практически все, что делает Гнойный, — пытается задеть кого-то из коллег по цеху. Но при этом он поэт, считает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова: Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Я посмотрела творчество Гнойного, которое, надо сказать, очень разветвлено и разнообразно, и думаю, что это поэт. Мне за ним интересно следить. Я очень внимательно изучала субкультуру, которая сегодня уже реальная культура. Я думаю, что к этому надо относиться серьезно, изучать. Это реальность, в которой живет сегодня молодое поколение, и иногда она виртуозна». Баттл «Oxxxymiron vs Гнойный» Ольге Свибловой было смотреть скучно. Расстраивает ее не лексика, а то, что вся эта культура строится на конфликте, создании образа врага. А вот лидеру группы «ДДТ» Юрию Шевчуку нравится этот оскал. Это не высокая поэзия, но и не низкопробная матерщина, говорит он: Юрий Шевчук лидер группы «ДДТ» «Главное, что это живое, и эта часть нашей культуры. Эти два парня сыпали же и цитатами из высокой поэзии. Видно, ребята начитанные, мозги работают. Они ищут новые горизонты, которые созвучны именно этому времени — ни 80-м, ни 90-м, ни нулевым, а этому времени. Если так уж честно, совершенно искренне, я просто порадовался. Ребята очень энергичные, с живым умом, злые по-хорошему, и вообще есть молодая шпана. Помните, Гребенщиков пел? Это хорошо». Фристайл-баттлы, в которых оппоненты рифмуют текст на ходу, существуют. В этом жанре, например, хорош Noize MC. Но к большинству баттлов рэперы готовятся месяцами — учат текст и репетируют выступление. Баттл «Oxxxymiron vs Гнойный» относится как раз к таким. Импровизация там возможна только в формате пары строк в ответ на только что прозвучавший раунд оппонента. Рэп и рэп-баттлы в частности остались чуть ли не единственным местом, где творческие люди говорят о политике и религии, причем порой очень остро. Кто-то даже считает, что рэп — это новый рок.

«Маяковский ругался не хуже Гнойного». Поэтические истоки баттл-рэпа
© BFM.RU