Войти в почту

Не жалуйся и не оправдывайся

Мир не идеален. Как будто ты этого не знал. Но знаешь, своими жалобами и жалкими оправданиями ты не сделаешь свою жизнь лучше, и мир лучше не сделаешь.

Не жалуйся и не оправдывайся
© BroDude

Жалобы вредят здоровью

Говорят, что жалобы необычайно вредны для здоровья. Британские учёные провели опыт, отправив парня лет 22-х на металлургическую фабрику.

Коротко о парне: юн, красив, не может найти себя, постоянно жалуется на жизнь и невыносимую несправедливость бытия. Не работает, потому как не знает, чем заняться, сидит на шее у родителей и каждое лето ездит за границу. Ходит на премьеры, ни в чем себе не отказывает и всё равно мечется между Сциллой рефлексии и Харибдой несостоятельности. Просто гад.

В ходе двухчасового пребывания на заводе учёные досконально подтвердили гипотезу, согласно которой жалобы отрицательно влияют на организм как самого "жалобщика", так и его окружения, находящегося в радиусе поражения.

У несчастных стала проявляться агрессия, нетерпимость, нервозность и стойкое желание заткнуть рот паразитирующему на их настроении организму.

Сам несчастный и недовольный организм получил множественные переломы и стимул не раскрывать рот в присутствии уставших работяг на годы вперёд. Многие ведь редко думают о том, перед кем изливать душу. А на свете полно индивидов, чья жизнь наполнена страданиями, а не твоими гамлетовскими причитаниями о тщетности бытия. Это как минимум неприлично и некрасиво.

Кроме того, сетуя на всякие гадости, ты сам себя компрометируешь, наглядно демонстрируя свою беспомощность. Зачем людям иметь дела с таким печальным заморышем? Если бы они хотели вести дела с рассказчиком офигительных историй, то наверняка позвали бы Сергея Пахомова.

Природа жалобы

Что есть жалоба? Жалоба есть проявление естественной зацикленности мозга на плохом. Ну вот так мы устроены, негатив вызывает у нас более жгучие эмоции, чем что-то приятное, будь то конец унылейшей церемонии "Грэмми", гастрономический экстаз вкусовых сосочков после поедания вкуснейшей шаурмы или эмоции от прослушивания коллекционного издания лучших хитов Михаила Боярского.

Ты ещё 35 минут будешь поносить в своей голове (а при дурном воспитании обматеришь всуе) обременённую семьёй и продуктами с рынка мамашу, оттоптавшую тебе замшу на "Нью Бэлансах".

Недоброе слово коллеги по работе или обвинение твоей же девушки в рукожопости... Поделиться один раз, другой, третий с близкими людьми – это нормально. Иногда всё задалбывает настолько, что из ушей валит пар, давление поднимается и из всех отверстий сочится кипяток – выговориться нужно.

Только есть одна проблема: на сострадание подсаживаешься, как на самый негуманный наркотик. Доброе слово не хуже алкоголя и героина помогает сбежать от реальности. Но как и у любой нехорошей вещи, у него есть побочный эффект – зависимость.

Ты становишься унылым, даже не так, никчёмным жалобщиком, жертвой жизни, униженным и оскорблённым несправедливостью. Только проблема от этого не решается. На ум тут же приходит воспоминание о близком друге, который твёрдо решил стать рок-звездой, а стал... Нельзя такие рифмы к слову звезда использовать, мы же приличный журнал.

В общем, рок-звезда, пользуясь статусом дружбы, регулярно звонит с чрезвычайно важным сообщением: кратким отчётом о скудоумии музыкальных продюсеров, непрофессионализме звукорежиссеров и отсталости аудитории. Пишет свои песни и радуется, удивляясь, почему состоящий из плагиата всего рока 80-90-х материал интересен только узкому кругу почитателей.

Подстраиваться под рынок, стараться и писать что-то на потребу публике – это не для него. Ему проще быть непризнанным гением и тешить себя мыслью о несправедливости мира, нежели стараться либо изменить индустрию, либо самому измениться. А люди, которые вынуждены выслушивать твоё нытьё и, судя по твоему поведению, конспектировать, в итоге сами заражаются этим тлетворным негативом.

И тут происходят две странные вещи: – умные устают от твоей пустой болтовни и посылают тебя; – глупые и сами начинают видеть во всём негатив. Прекрати портить человечество!

Жаловаться иногда – это нормально. Некоторые на этом делают карьеру журналиста или блоггера. Жаловаться всегда – это дурная привычка.

Помни, безногий ветеран ненужной войны, голодный и больной с рождения СПИДом африканский мальчик, обанкротившийся погорелец и Уве Болл весело хохочут, когда слышат о твоих проблемах.

Нелепость оправдания

Никогда не оправдывайся. Твоим друзьям это не нужно, твои враги тебе не поверят. – Элберт Хьюббард, американский писатель и философ –

Когда Уинстон Черчилль был молодым, красивым и ещё не алкоголиком, то гордо носил на мундире лейтенантские эполеты и храбро посылал солдат в атаку.

Карьера строилась успешно, и вскоре Уинни приблизился к руководящему штабу. В том штабе, надо сказать, царила невесёлая атмосфера. Дело в том, что вернувшиеся недавно с линии передовой корреспонденты написали разгромную статью, в которой подвергли критике весь генштаб за непрофессионализм.

Господа-офицеры заволновались. Одни требовали сатисфакции, другие предлагали отдуплить в подворотне, а третьи вместе с генералом поспешили написать опровержение профессионалам из газетёнки. И только Уинни сохранил здравый смысл и попытался отговорить коллег от столь глупой затеи.

Я сказал, что будет несолидно и даже неприлично высокому офицеру штаба армии вести в газете полемику по поводу проведения операций с корреспондентом; что я был уверен, что правительство и военное ведомство будет в ярости, что армию должны защищать политики и высокие чины из генштаба. Неважно, насколько хороши были аргументы, сам по себе факт оправдания будут везде воспринимать как признак слабости.

Вот тут Черчилль, как и во многих вещах, оказался куда более прозорлив, чем его товарищи. Не зря ведь человек стал премьер-министром.

Давай разберёмся, кто может требовать с тебя объяснений? Только люди, которые по каким-то признакам стоят выше тебя. Например, начальство – за бездарно проделанную работу. И то ты должен не оправдываться, а объяснять, почему ты так поступил.

Между этими, казалось бы, идентичными понятиями – океан различий. В оправдании есть элемент трусости: ты пытаешься угодить другим, надеясь сохранить при этом лицо. Но нужно ли это делать, особенно перед равными тебе по статусу личностями? Нет.

Если ты совершил роковую ошибку, то просто извинись, признай её. В этом гораздо больше мужества, чем в кудахтанье. Да-да, именно с кудахтаньем у многих ассоциируется любая попытка оправдаться. Ты же просто дискредитируешь себя.

Оправдываться – всё равно что признать себя преступником и при этом утверждать, что у тебя иного выхода не было. Так что не надейся после оправдания выглядеть солидно.

Оправдания ставят тебя на ступень ниже. Сильный и свободный человек всегда больше верит себе, чем мнению окружающих. Его собственные поступки более значимы. А оправдывается только виновный или тот, кто сильно зависит от чужого мнения, а зависеть от него – очень неблагодарное дело.

Если ты чувствуешь себя виноватым в момент оправдания, то с тобой что-то не так, парень. Если ты опустился до оправдания, значит тобой манипулируют. А от любой общественной манипуляции нужно избавляться. И чем скорее, тем лучше.

Даже когда ты оправдываешься за то, что не можешь пойти куда-то, ты выглядишь несолидно, сразу возникает мысль у человека: "Значит, врёт, раз так оправдывается, значит, придумал". Но ведь ты не виноват в том, что не можешь или не хочешь куда-то пойти.

Никогда не оправдывайся за сказанные комплименты или за дела, которые не смог сделать ввиду того, что были делишки поважнее. Если ты признаешь за собой вину, то лучше извиниться. Оправдываются лишь слабаки.