Талант или удача? Что важнее для настоящего музыканта? Как сделать себе имя на музыкальной сцене, как стать заметным — на все эти вопросы есть ответы... Известная российская вокалистка и педагог Маша Кац пришла в редакцию «Вечерней Москвы», где в качестве члена жюри музыкального проекта «Площадь Согласия» оценивает выступления участников. Этому и был посвящен ее разговор с корреспондентом «Вечерки». — Мария Львовна, что, помимо музыкальных способностей, нужно молодым, чтобы пробиться на сцену? — Все зависит от удачи и креативности. А вообще — сложно. Все загадили. Молодому исполнителю и сейчас, и во времена моей молодости говорили: спой сначала то, что нравится публике, а потом будешь выступать с тем, что нравится тебе... И если однажды ты войдешь в эту лужу, шлейф смрада будет следовать за тобой вечно. Выходя на сцену, ты будешь ненавидеть сам себя. А как только захочешь сделать чтото достойное, твое прошлое тебя же и загубит. — Вы много работали с новичками, были педагогом на реалити-шоу «Стань звездой». Насколько легко разглядеть в человеке талант? — Всегда ясно, чему ребенок уделяет больше внимания, чем занимается по собственной инициативе, от чего не отвлекается. И если вы понимаете, что у человека есть и слух, и ритмика, почему бы не помочь? Но наставники часто допускают непростительную ошибку: начинают из них лепить Ойстрахов и Рихтеров — делать гениев. Не нужно! Так нельзя! Техника — это хорошо, но главная задача наставника — научить любить качественную музыку. Какой толк от идеального исполнения гамм, если человек слушает дешевый ширпотреб?.. — Может быть, следует пересмотреть систему музыкального образования? — Какой-то общепринятой методики сейчас нет вообще. Зачастую родители просто готовы заплатить деньги музыкальной школе, а взамен увидеть свое чадо на сцене. А надо... Надо перестать развлекать детей и начать их учить! Понимая это и при этом обожая детей, я не занимаюсь с ними сама. Помню, как года в три моя дочь попросила что-то спеть с ней вместе. Вы знаете, я тогда подумала, что более несообразительного, бездарного и глухого ребенка на свете просто нет... А нужен был просто одаренный наставник. Я передала дочь подруге, которая учит детей музыке, и вместе они достигли невероятных успехов. Родителю обучать собственного ребенка очень сложно. — Возвращаясь к «Площади Согласия»: что должно быть в идеальной песне, чтобы она зацепила с первых слов? — Кому-то достаточно, чтобы текст был на злобу дня. Кому-то важно, чтобы мелодия перекликалась с душевными переживаниями. Музыка — это эмоциональное полотно в чистом виде, это, по сути, молитва. Правда, современное искусство уходит со сцен и приобретает студийный, более прикладной формат. — У вас богатый опыт озвучивания. Насколько такая работа отличается от выступления на сцене? — Это совершенно другой кураж. При озвучивании ты получаешь энергию от картинки, тебя мотивирует сам персонаж. Например, матушку Готель из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история» я озвучивала, когда сам рисунок еще даже не был раскрашен. Но зато я могла себе ее представить. Нужно попасть в артикуляцию, угадать характер. Я люблю эту работу, но выматывает она безумно. На сцене, когда ты видишь публику, контакт с ней налаживается моментально, но в озвучивании — своя магия. Ты оживляешь персонажа. И даже после финальных титров этот созданный общими усилиями мир продолжит существовать. — А что вы сами предпочитаете смотреть? — Любимых мультфильмов много. Обожаю творчество Гарри Бардина. Часто пересматриваю «Бременских музыкантов», «Голубого щенка», «Летучий корабль» — музыкальная мультипликация у меня в приоритете. Да и в кинематографе предпочитаю добрые мюзиклы: «Лак для волос», например, или «Чикаго». — Получается, вы так или иначе постоянно погружены в музыкальную среду. Вырываетесь «в тишину» хоть иногда? — Я много занимаюсь спортом, очень люблю танцевать. А еще я вяжу! Бывает, не спится ночью, беру пряжу и вяжу что-нибудь масштабное: покрывала, кукол. Но все же музыка — это мое все, причем во всех ее проявлениях. У меня своя школа вокального мастерства. Недавно я закончила работу над собственным учебником «Ваш голос», в нем я делюсь собственным опытом. Что важно — понятным и доступным языком. Потому что обычно, когда открываешь учебник по вокалу, уснуть хочется прямо на предисловии. Авторы, наверное, договорились там у себя, что научная литература должна быть непременно скучной. А с учениками надо говорить на совершенно другом языке. — Как бы вы завели разговор с человеком, который хочет научиться петь? — Прежде всего, я сказала бы ему, что мы с ним одной крови. Если вы хотите петь и ничего не можете с этим сделать, это уже отправная точка для того, чтобы начать заниматься. Часто настоящий талант бывает скрыт глубоко внутри. Это же не просто сказал «а-а-а» и запел... Все сложнее. Истинное искусство затрагивает глубинные психологические процессы. ДОСЬЕ Маша Кац — российская певица и педагог. Первая в истории представительница России на международном конкурсе «Евровидение» (1994). Известна как бэквокалистка: ее голос можно услышать более чем в 180 альбомах российских музыкантов. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Мы одной Крови
© Вечерняя Москва