Марина Шашкина из Тропарево-Никулино – московская супербабушка
На городском конкурсе «Московская супербабушка – 2017» победила преподавать классической хореографии Центра социального обслуживания Тропарево-Никулино. Балет рифмуется с полетом или как мечта всей жизни помогла стать королевой. Наша редакция была уверена, что победа на городском конкурсе «Московская супербабушка-2017» будет за Мариной Шашкиной. Предчувствие нас не обмануло. Разговор с победительницей мы начали именно с конкурса, который сделал ее не только известной, но и коронованной. Готовность участвовать в нем – уже само по себе - поступок. Предыстория – Знаете, все очень просто – начала свой рассказ Марина Михайловна. – Я осталась без работы, дети выросли, и я почувствовала, что значит «кризис среднего возраста». Правда, он у меня немножко затянулся. Началась депрессия: я никому не нужна, проблемы со здоровьем. У меня была операция на колене, его практически нет. В этой жизни меня с детства держала на плаву страсть к хореографии. И я подумала, что надо как-то выкарабкиваться, ведь я могу поделиться с другими тем, что умею делать лучше всего. Я обратилась в центр социального обслуживания Тропарево-Никулино с предложением заниматься с женщинами моего возраста танцами. Так у меня появилась группа среднего и старшего возраста по классической хореографии. Я учу их управлять своим телом, чтобы они могли жить как можно дольше без докторов, чтобы с проблемами со здоровьем, которые всё-таки наваливаются, справляться самой и быть уверенной в себе. В сущности, мы только сами можем помочь себе – наш организм безграничен. В этом меня убедили мои педагоги, у которых я продолжаю брать частные уроки и занимаюсь классической хореографией у станка пять раз в неделю. Когда в ЦСО мне предложили принять участие в окружном конкурсе супербабушек, я подготовила номер, но очень боялась за ногу, которая могла подвести. Время реабилитации еще не прошло, последняя операция была год назад. И поэтому во время выступления на сцене у меня больше танцевали руки. В классической хореографии моя танцевальная зарисовочка называется «рort de bras» – плавные руки, повороты корпуса, а ножки –стоят, они держали меня как столбик. Музыка – нежный вальс «Анастасия», известная мелодия, которую зрители воспринимают очень хорошо. Так случилось, что я победила в округе. В судействе принимал участие хореограф Артём Лялин, который был занят в проектах «Танцы со звёздами». Он сказал: «Судя по вашей осанке, на пуантах-то вы стоите». У меня была театральная пауза, я хотела сказать «да». Но побоялась и сказала: «Да, но! Стоять – могу, ходить – не знаю». С этой фразы и мы начали работать, и готовиться к финальному – городскому конкурсу. За два месяца до сентября у нас начались репетиции общих номеров. Режиссеры, хореограф индивидуально подходили к каждой из нас, все учитывали, внимательно отслеживали, что мы можем. Когда мне сказали, что приглашенный для моего номера профессионал соглашается, то отступать уже было некуда. «С вами, предположительно, будет танцевать заслуженный артист России, солист Большого театра Денис Медведев». И дальше уже была просто эйфория. Для меня было важно не подвести человека, который согласился мне помогать. Все, кто с нами работал, вселяли в нас уверенность, говорили: «Милые дамы, вы уже все победительницы, не волнуйтесь, вас будут поддерживать профессионалы. Они знают, что такое выход на большую сцену, что такое зрительская аудитория». Честно говоря, выход на публику – это просто страшно. К сожалению, некоторые из нас этот страх почувствовали, Триумф - Можно предположить, что поскольку вы всю жизнь занимались бальными танцами, то сцена вас не пугала? – Сцену я чувствую, но надо, чтобы были видны глаза, потому что любое дело нужно делать индивидуально для кого-то. Зрителей я не видела, потому что слепили софиты, но меня поддерживали глаза тех, кто был на сцене. И у нас всё получилось! После объявления результатов сын прорвался прямо на сцену, вручил мне цветы. За кулисами подошел ко мне, выразил восхищение. Для меня это была победа, потому что самое дорогое – поддержка и признание тебя в глазах детей. - Последняя ночь перед конкурсом – спали ли вы? - Спать было некогда. У нас была генеральная репетиция вечером в Лужниках, концерт был запланирован на следующий день на 4-5 вечера. В 9 утра нам надо было быть уже в Лужниках. Так что вечером я пришла часов в 11, упала, утром поднялась и почти не просыпаясь, приехала. - Объявляют, что первое место у Марины Шашкиной. Вот он –триумф! О чем была первая мысль, когда вам надели корону. Какое состояние у человека, который становится звездой прямо на глазах? Или просто ослепление? - Были мысли: я сделала всё возможное, чтобы это случилось, но неужели это всё-таки случилось? Нет, не ослепление, а ощущение, что сказка может случиться, и мечты сбываются. Да еще награда, которая помимо короны свалилась на мою голову. - Какая же награда – тоже воплощение вашей мечты? - Да, это поездка в Рим, о чем я давно мечтала. Жизнь – твое творенье - Еще один жизненный этап закончился, что дальше? – Дальше надо жить. Я приехала домой, сняла корону, и на следующее утро уже полдесятого стояла у станка. Там мне спуску не давали, там знали, что я победила и с каким номером. Замечания выглядели так: «Лебедь, у тебя крылья повисли». Мне импонирует позиция Ирины Винер, она своим девочкам говорит: «Ты сегодня победила – молодец, а теперь сняла корону, и марш в зал, а там всё сначала, там ты опять ничто, и будь любезна, не задирай нос». Учиться надо всегда, не останавливаться, и поэтому каждый раз я учусь-учусь-учусь. И раньше, может быть, я эти слова даже не восприняла, а сейчас я поняла, что это мудро, хоть и, кажется со стороны очень жестко. - Вы рассказывали о том, что в детстве были полненькой, и это во многом вам мешало заниматься классической хореографией. Сегодня я вижу перед собой изумительную статуэтку с точеной фигурой. Как вам удается держать себя в форме? – Работой у станка, потом, спасибо нашей государственной пенсии. – Какова жесткая диета или меню королевы? - Не жесткая, а просто… Надо помнить слова Майи Михайловны Плисецкой, которая говорила: “Жрать надо меньше”. - О ней писал Андрей Вознесенский: “Обед балерины - лепесток розы”. - Я живу одна сейчас, без детей, мне готовить никому не надо, и поэтому, наверно, как мышонок, я открыла холодильник, что-то взяла одно, закинула и пошла дальше. - Конкурс: софиты, волнение, музыка, цветы, аплодисменты - все это одно мгновение! А бабушка - это состояние постоянное. Из чего складываются ваши будни? – Пока я наслаждаюсь после пенсионной свободой, возможностью делать то, что я хочу, и участвовать в воспитании внучки. Старшая внучка, ей 14, росла, к сожалению, не на моих руках, потому что я еще была тогда абсолютно работающая, и, что греха таить, просто не чувствовала бабушкой. Сейчас моя бабушкина функция - просто чтобы быть ей взрослой... не подругой, а взрослой, мудрой родственницей, но ощущать ее молодость. У дочки родилась моя вторая внучка. Сейчас ей год и пять. Теперь я уже начинаю себя бабушкой воспринимать. У меня есть расписание, и дочка точно знает, что среда у нее свободный день. Я приезжаю, гуляю с внучкой, ее мама может куда-то отлучиться, ей хотя бы прогуляться без дочери, одной - уже счастье. Я рада доставить ей эту возможность. – Трудно ли всегда так прямо держать спину? Говорят, что это царственное – осанка. – Если в сознание к осанке прибавляется ощущение царственности, тогда это слишком тяжелая ноша. А держать спину – легко. Надо чтобы это стало естеством. Недавно на 95-ом году жизни не стало Лилиан Беттанкур, женщины самой богатой в мире. Она до последнего мгновения не забывала, что она женщина и держала спину. Не зря названо «позвоночный столб». К нему нужно относиться очень основательно, не забывать на него опираться и все время надо тянуться вверх. Вверх, может быть, тебя заметят. - У вас не болит спина? - Нет. Болезни спины позвоночника возникают от того, что мы неправильно пользуемся своим телом. – Вы сильная женщина, хоть у вас бывают слезы на глазах. – Говорят, что мужчине нужно построить дом, родить сына, вырастить дерево. Я пришла к выводу, получается что я – мужчина. Детей я родила– сына и дочь, дом построила, у меня дача, я продолжаю строить ее своими руками. Как только на день уезжаю на дачу, возвращаюсь вся поцарапанная, побитая, потому что электропила, лобзик… Сколько я там навыращивала деревьев: и клены, и березы, и рябины, и лиственница, все у меня там есть. Мы закрывались от дороги, но теперь придется елки пилить. Они выросли так, что закрывают солнце, участок стал совершенно мокрым. Я уже попробовала, и у меня получилось работать электропилой. Поближе к зиме, нужен будет лапник, вот я буду спиливать здоровущие, длиннющие, высочущие елки и лапником укрывать розочки. Возраст – состояние души - Как вы думаете, когда наступает старость? - Когда нет внутреннего огонька. Вот как свечка, она горит, горит и вдруг, раз, фитилек уже в парафин удаляется, и огонечек так – «тик» и все. Дай Бог, чтобы этот «тик» был очень быстрым. Финал. А все остальное пусть это будет горение. И старость наступает тогда, когда ты ей позволяешь завладеть собой. Я еще молодая пенсионерка, но у меня появился шанс не просто жить, у меня появилась активность, мне стало интересно, вот уже прошел практически месяц, я утром просыпаюсь с улыбкой, я на улицу выхожу с улыбкой, я хочу вставать, я хочу двигаться. Ну, я хочу продолжения банкета! - Что вы можете пожелать нашим читателям? - Не переставать двигаться. Относиться с легкостью, а не с обидой и сарказмом к фразе «если ты проснулся и у тебя ничего не болит…». В общем, радуйтесь, если у вас что-то болит. Значит, есть чем заняться, есть, куда расти. Наша справка Марина Михайловна Шашкина - танцор-международник, педагог по ритмической гимнастике и хореографии 1-й категории, Лауреат Международных и Всероссийских фестивалей, педагог по актерскому мастерству, победитель конкурса «Московская супер-бабушка-2017».