Талантливый грузин Бурджанадзе из Греции: о живописи, балете и женщинах
В преддверии его выставки, открывающейся 26 октября в седьмом корпусе Тбилисского государственного университета им. И.Джавахишвили, Александрос в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия рассказал о том, как в нем умещается столько ярких талантов, больших страстей и серьезных увлечений и насколько глубока его связь с Грузией. - Александрос, расскажи о своих родителях. — Мои родители находятся в так называемом "смешанном браке": мама — понтийская гречанка, папа – грузин. Они оба родились в Грузии и переехали жить в Грецию двадцать семь лет назад. Мама закончила Медицинский университет, папа много лет работал в туризме. - Часто бываешь в Грузии? — Первый раз я попал в Грузию, когда мне было семь лет. Моя бабушка по папиной линии — русская, поэтому все мои двоюродные братья и сестры знают русский язык. На русском мы и общались. Но тогда я был маленький и думал, что на свете только два языка — русский и греческий. Однажды тетя Ирина повела меня в магазин игрушек, чтоб купить подарок. Я заметил, что продавщица русского не знала, и понял, что надо говорить на "другом языке". Так вот, когда моя тетя спросила меня, чего я хочу, я очень долго рассказывал продавщице, что именно мне надо, на греческом. Продавщица, очень внимательно выслушав, подняла брови и, обернувшись к моей тете Ире, удивленно спросила: "Ра тква?" На что тетя Ира, тоже выпучив на меня глаза, ответила: "Аба ме ра вици?…" Второй раз я уже приезжал с мамой. Мне было 14 лет. Тогда уже занимался грузинскими танцами в группе "Песвеби" и немного привык к грузинскому характеру. Сейчас мне 19, и это мой третий раз. Пройдите тест Sputnik: Угадайте грузинского художника по его картине >>> - Что тебе тогда понравилось в Грузии? — Здание Тбилисской оперы. Нет, мне, конечно, нравится архитектура всего города, но опера… Я пересмотрел в интернете все доступные материалы о ней, ее основании, проекте, обо всем, что касается столь безупречной постройки. Нравятся, конечно, и театры Руставели, Марджанишвили. Надеюсь в этот приезд их посетить, но на фотографиях отличу их от всего остального. - А что не нравится? — Не нравится мне в Грузии то, что у меня в Тбилиси пока нет своей квартиры, а то бы я чаще прилетал. - Александрос, ты, в первую очередь, художник. Кто привил тебе любовь к этому виду искусства? Когда и как ты начал рисовать? — Сколько себя помню, я рисовал. Но, что интересно, никогда не рисовал ни на стенах, ни на маминых нужных документах. Всегда лист должен был быть белым, ровным и красивым. Вот тогда я начинал его украшать. И еще никогда не рисовал на обратной стороне. Мне кажется, это от того, что всегда слишком серьезно относился к изображению чего бы то ни было. Работа Александроса Бурджанадзе - Где учился? — В 2003 году я начал обучение в общеобразовательной школе. И директор моей школы после того, как увидела в моих тетрадях вместо контрольной по биологии – было тестирование в письменном виде на тему фотосинтез — нарисованный только одним простым карандашом весь процесс фотосинтеза растений (этот лист до сих пор висит у нас на стене в рамке), она дала мне для заполнения бумаги и предложила сдать вступительные экзамены в театрально-художественную школу. Я сдал, поступил на факультет… хореографии, в художники меня не взяли. Но я настолько хотел учиться рисованию, что постоянно старался хоть на несколько минут раньше закончить задание на своем отделении и бежал вверх по лестнице, чтоб подсмотреть в замочную скважину, чему там учат "настоящих художников". Потом мне разрешили пересдать, и я уже перешел на отделение живописи. Аттестат этой школы приравнивается к диплому художественного училища. Будучи еще учеником, я сдал на комиссию свои работы в университет имени Аристотеля в Салониках, и мне разрешили попробовать сдать вступительные экзамены. Так, будучи учеником, я уже стал студентом. В настоящее время являюсь студентом факультета Прикладных Искусств Салоникского университета имени Аристотеля. Читайте также: Топ-10 грузинских художников современности >>> - Почему именно живопись, изобразительное искусство? — Живопись для меня — это самый легкий способ самовыражения. Я просто медленно достаю цвет, в котором пребывает моя душа на данный момент и лью его на бумагу, холст, дерево. Очень много времени занимаюсь самообразованием, так как наша школа — это больше современная школа живописи, и классике нас не учат абсолютно. Начал в интернете и по книгам с изучения старым мастеров, их биографий, их мироощущений, их техник. Настал момент, когда я попробовал для себя их копировать. Художник Александрос Бурджанадзе - Кто твои кумиры в живописи? — Мои любимые учителя из классиков — это Микеланджело Буонарроти, Микеланджело Караваджо, да Винчи, Боттичелли. Я скажу всех, потому что не могу никого из них обидеть! (Улыбается) Рембрандт, Рубенс, Веласкес и, конечно, Ван Гог. А из современных — Cesar Santos, Roberto Ferri, Robert Liberace и Stephen Early. - Но ты также и скульптор. И создаешь удивительные скульптуры. — Я пока только на третьем курсе отделения скульптуры. Мне очень нравится все: и сама подготовка, и отливка из гипса, и, конечно же, мрамор. Я классик, поэтому больше всего люблю обнаженную натуру, особенно в итальянской скульптуре 1500-1800 лет, так называемую скульптуру Золотого века: Донателло, Рафаэль, Роден, Микеланджело Буонарроти. Работа Александроса Бурджанадзе - Каким из своих произведений ты особенно гордишься? — Пока из мрамора я не сделал ничего особенного, чем можно было бы гордиться. Мне всего 19 лет. Но я горжусь сюрпризом, который преподнесла моя преподавательница живописи. Однажды, поймав меня в коридоре школы (я тогда был учеником), она мне сказала: "Александре, я летом была в Риме!" — "О", — ответил я потому, что сказать больше ничего не мог. – "Когда я собиралась ехать, — продолжила преподавательница, — я подумала, что бы мне отвезти в подарок этому университету? И, знаешь, что я им отвезла? Твой портрет Леонардо да Винчи". Теперь портрет моей работы висит в Римском университете на кафедре живописи. А еще я горжусь одним моим портретом: это портрет девушки — моей одноклассницы, которая мне отказала. Я изобразил ее маслом на холсте в сине-голубой цветовой гамме, с белым инеем на ресницах, холодной, как сама зима. Тогда я думал: это последняя женщина в моей жизни. Мне тогда было 15 лет. - Александрос, ты пишешь и иконы. Откуда такое увлечение? — К своему учителю-иконописцу я попал совершенно случайно. Он знакомый моей преподавательницы живописи и как-то сказал ей, что взял очень большой заказ и ему нужен помощник, ну или ученик, который очень тщательно умеет вырисовывать детали. Мери пригласила меня. Я пошел, да так там и остался. Александрос Бурджанадзе c отцом - Что тебя в этом привлекает? — Наверное, хотелось еще ближе к себе почувствовать Бога, почувствовать успокоение, умиротворение. Что самое интересное: если мы даже начинаем работу с самого утра и до поздней ночи, я не чувствую усталости. А мы ведь даже краски растираем сами по старинным рецептам. Мне очень нравится работать с золотом, особенно чеканить его. - Ты верующий? — На самом деле, я очень верующий, часто молюсь и часто хожу в церковь. Художник Александрос Бурджанадзе - Александрос, у тебя за спиной девять лет классического балета. Что тебе дал этот опыт? Почему ушел из балета? — О да… Это девять лет страшной жизни у станка, потому что… потому что так хотела моя мама. Я ходил с студию недалеко от дома. Она меня туда отвела, потому что считала, что я для спорта слишком ленивый и у меня нет азарта. Единственное, что мне нравилось в балете: я был единственным мальчиком, все девочки были в меня влюблены, обнимались. И я постоянно танцевал принцев. После балета было еще два года грузинских танцев. Оттуда я ушел, так как они не очень безопасные, и я боялся за свои руки и пальцы. Конечно, я шучу, годы в балете никак нельзя назвать выброшенными из жизни. Я ведь научился стоять в статической позе, не шевелясь по несколько минут. Это мне очень, очень пригодилось в живописи. Я вырисовываю мельчайшие детали, очень прямые геометрические фигуры совершенно без линейки, потому что в результате занятия балетом у меня очень тонкая моторика. Ушел из танцев, как только вырос, и мама перестала бояться, что у меня разовьется сколиоз от тяжелых школьных портфелей. - Расскажи о своей выставке в Тбилиси. — В Тбилиси это моя первая выставка. Я думаю, это особенно символично, так как все мои предки похоронены в Грузии. Я, наверное, первый из рода Бурджанадзе, родившийся за границей. Можно сказать, им я и посвящаю свою экспозицию — знакомство Тбилиси со мной. Художник Александрос Бурджанадзе - Что за работы увидят посетители выставки? — В моих работах прежде всего присутствует реализм. Тематика работ разная. К сожалению, вывезти из одной страны картины в другую и сделать выставку — это очень большая проблема. Нужно и специальное разрешение из музея Византинологии, и размеры картин, и прочее. Все это преодолимо, но требует усилий. Я привез только те, которые более-менее подходили по габаритам. В них присутствует и импрессионизм, к примеру копия Ван Гога "Звездная ночь", так же Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем", два портрета: один — копия автопортрета Рембрандта и свой автопортрет, каким я себя представляю. Как говорят греки – мегали тими му (я почел за честь) — что моя первая выставка будет проходить совместно с величайшим скульптором современности Гелой Гелашвили. Для меня очень важно его мнение обо мне, и я очень надеюсь, что он станет в искусстве моим "крестным отцом". Я в целом считаю, что эта наша встреча, это знакомство – судьбоносны, потому что, насколько я знаю, у него, как и у меня, мать — гречанка, отец — грузин. Кто же лучше него сможет меня понять?! Работа Александроса Бурджанадзе - Ты переводчик и соавтор своей мамы. Расскажи, что тебе нравится в этой деятельности? Как вы работаете над произведением? — Когда я был совсем маленьким, мама почему-то считала, что я все понимаю, и самые удачные отрывки зачитывала мне вслух. Когда я уже окончательно вырос, мама превратила меня в соавтора. Мы стали обсуждать возможные повороты сюжета, выбирать наиболее предсказуемый, а потом, в процессе написания понимали — он сюда не подходит, надо все менять. Еще позже я как профессиональный художник стал сюжетную линию рисовать на кусочках бумаги. В кинематографе есть такой прием — называется раскадровка. Мама говорит, что книжная раскадровка помогла ей избежать ошибок в параллельных сюжетных линиях, упростила написание диалогов, дала полную картину внешности героев. Теперь, я думаю, мы с мамой всегда будем писать вместе. Мы совместно издали уже две книги "Буковый лес" и "Теметерон", презентация которой и пройдет 26 октября здесь, в Тбилиси. В сборнике рассказов "Записки афинского курьера" я впервые попробовал себя в качестве русско-греческого переводчика. - В Тбилиси вы с мамой представляете книгу "Теметерон". Расскажи о ней. Почему, по-твоему, она будет интересна грузинскому читателю? — А кому же ещё?! Ведь эта полусказочная повесть начинается с трагических для всей Грузии событий 9 апреля 1989 года и масштабного исхода грузинских греков в Грецию. Когда как писал знаменитый Нодар Думбадзе в своем рассказе про события, произошедшие за полвека до описанных нами — грузины прощались с греками "кровь от крови своей и плоть от плоти". Неужели грузинам не будет интересно, как дальше жили их греческие соседи, друзья, знакомые, бросившие свои дома и уехавшие в никуда?! Художник Александрос Бурджанадзе с родителями - Какие у тебя еще увлечения в жизни? Какие планы на будущее? — У меня одни увлечения. Послу университета, когда получу диплом скульптора, хочу закончить факультет русской филологии в Салоникском государственном университете им. Аристотеля. Мне очень нравится и писать, и работать с переводами, но часто именно образования не хватает. Мечтаю заниматься так называемым травлением по металлу. Еще люблю тренироваться в спортзале, веду здоровый образ жизни, играю с папой в большой теннис. Но самое большое увлечение для меня — это, конечно, женщины, женщины, женщины…