Антон Орловский о том, как собрать гоночный болид с нуля

Стены увешаны плакатами, на них - какие-то схемы и расчёты, чуть дальше - огромное количество фото, где ребята с улыбками до ушей копаются в каких-то железяках. Первое, что бросается в глаза, - железная конструкция, в очертаниях которой узнается гоночный болид. Стоит он прямо посередине кабинета. Мы беседуем с капитаном команды студенческих инженерных соревнований - «Формулы Студент» Студенческого конструкторского бюро «FS-UGRA» Югорского госуниверситета Антоном Орловским. Сразу - в капитаны? - Вы же третий год этим занимаетесь, собрали каркас, заказали колёса, как вы вообще смогли начать такое дело? - Изначально идея возникла у Владимира Павловича Назарова, кандидата технических наук, доцента кафедры строительных и транспортных комплексов, они с группой особо инициативных студентов нашли форум в Москве, съездили и начали собирать, потом гранты получали. Фишка в том, что все те, кто изначально начинал этим заниматься, уже выпустились, я единственный остался. Да, к нам приходят первокурсники, но они сразу хотят стать капитаном команды, гонщиком, инженером, а когда ты им говоришь, что нужно начертить то-то, сделать это, то большинство из них сливается и больше не приходит. С нашей стороны тоже есть косяки, новенькие теряются, они не знают, что делать, их сложно сориентировать и каждую неделю придумывать какое-то занятие. Есть те, кто говорит: «Звоните, если будет работа, мы придем, сделаем», ну как звонить, если работа вот она, соскочила, и её нужно через 10 минут сделать. Свои нюансы, свои сложности, не все понимают. - Сколько времени нужно на сбор такого необычного авто? - Вообще, в Москве такой болид собирают за полгода, но у них там и техника есть соответствующая. У нас тут нет своей базы технической, нам приходится куда-то ездить. Эти детали мы на завод отправляли, не смогли их сами сделать. Четыре узла подвески стоят двести тысяч. Поэтому, если есть где-то возможность схалявничать, то мы стараемся её не упускать. Возможно, нам скоро дадут уголок для занятий. Нужны деньги и крыша - А этот кабинет, который вам выделили, не подходит? - Ну, что ты, тут варить надо, пилить. Нужно помещение, где можно пылить, шуметь, варить что-то, этот кабинет хорош для собраний, для чертежей, (кивнул он на заваленный бумагами круглый стол), - а что-то такого тут не поделаешь. Так, по секрету, нам приходилось обшивку тут клеить. Сначала ДСП, потом пенопласт, потом пенили всё это, шкурили, тут пылища была на весь этаж из-за нас. Чтобы клеить стеклопластик, мы уезжали в корпус в Самарово, и там воняли этой дрянью, чтобы никому не мешать. Вот так всё и происходит. - Столько проблем, ты практически один, зачем ты вообще этим всем занимаешься? - Я считаю, что вот это и есть настоящее образование. Многим моим однокурсникам дашь простой чертеж, они не смогут ничего сказать по нему, а я уже на первом курсе отправлял эти чертежи на завод изготовителя. Это такой незаменимый опыт, когда я пришел сюда, ничего не знал, единственное, мог работать с полимерными материалами. Ну, мне сказали: «Хорошо, будешь делать обшивку», а получилось, что я делал вообще всё. Чертил, собирал, во всех аспектах поработал, и для меня это было огромным опытом. Уходя из кабинета, я заметила четыре колеса, лежащие на компьютерном столе рядом с клавиатурой, их ребята заказывали напрямую из Франции, чтобы дешевле вышло. И в этот момент мне так искренне захотелось увидеть, как эти колеса стираются об асфальт на высокой скорости во время какого-нибудь соревнования.

Антон Орловский о том, как собрать гоночный болид с нуля
© АиФ Югра