Директор автошколы Александр Подгорский в программе «Город дорог» 5 декабря 2017 года

А. КАПКОВ: 13 часов 35 минут, всем здравствуйте. Меня зовут Александр Капков, это программа "Город дорог", рад приветствовать вас. Традиционно ближайшие 25 минут проведем вместе с вами в диалогах околотранспортных, околодорожных. Сегодня с особенной радостью, с особенной гордостью хочу представить вам нашего гостя – вы сейчас поймете почему: у нас в гостях Александр Подгорский. Саша, здравствуй. А. ПОДГОРСКИЙ: Добрый вечер, добрый день. А. КАПКОВ: Добрый день. Это человек, которого вы знаете уже, наверное, не первый год от меня точно, а некоторые и дольше. Просто я напомню, что Александр Подгорский – это тот человек, который и меня учил водить, и выводил на дорогу, и выводил мою новую категорию; человек, которого полноценно считаю своим одним из наставников на дороге. А. ПОДГОРСКИЙ: Спасибо. А. КАПКОВ: Спасибо, что пришел в гости. Было на самом деле удивлением для меня увидеть тебя в списке гостей, потому что "А кто его пригласил в конце концов?" Я ему не звонил, я его не звал. Спасибо большое. Сегодня будем говорить о том, как у нас меняется обучение, как у нас меняются дороги. Напомню, Александр Подгорский – член совета Ассоциации автошкол. Или уже нет? Если я правильно понимаю… А. ПОДГОРСКИЙ: Ну как бы да, уже не председатель совета. Я сейчас как независимый эксперт. А. КАПКОВ: Да, я просто прямо смотрю то, что мне подкинули по бумажке, но я-то лучше знаю, Саша уже рассказал. Тем не менее директор Олимпийского учебного спортивного центра многофункционального ("Крылатское"), все категории, в том числе водная и контраварийная подготовка, все это есть. Давай так. Есть очень много тем, которые касаются непосредственно школ. Я напоминаю, что у нас пока это инициатива, но эта инициатива, которая требует исключительно экспертного отношения, точки зрения. Я напоминаю про разделение на водителей-профессионалов, водителей-любителей, огромное количество изменений и в правилах дорожного движения. Но хочу начать, знаешь, наверное, с того, о чем был наш с тобой предыдущий полноценный разговор – это по поводу нового регламента, который вступал в силу в 2016 году. Тогда он был жутко сырой, но сейчас мы видим отголоски этого регламента. Мы видим, что меняются регламенты вплоть до сотрудников МВД, мы видим, что меняются некоторые правила. Скажи мне, пожалуйста, регламент, который был по экзамену, по новым экзаменам – он сейчас уже в более-менее готовом виде либо все равно еще нужно работать и работать? А. ПОДГОРСКИЙ: Нет, надо еще работать и работать. Изменения внесены, есть так называемый 707-й приказ МВД. Постольку-поскольку у нас экзамены находятся в ведении Департамента обеспечения безопасности дорожного движения и подразделения ГИБДД соответственно, у нас изменения внесены кое-какие. Но опять-таки, это медленно, а хотелось бы, чтобы это делалось как-то все побыстрее и более адекватно. Тем не менее работа идет, люди понимают, что это все не сразу можно сделать, тем не менее хотелось бы это, конечно, побыстрее и более логично все это выстроить, всю эту цепочку. А. КАПКОВ: Как мне кажется, главная тонкость здесь в том, что ты смотришь на эти изменения как профессионал с двух сторон, но большинства эти изменения касаются только с одной стороны, со стороны ученика. Как сейчас по-твоему выглядит ученик? – он хорош, ему дают ровно столько, сколько нужно, ему дают мало? Регламент по принятию экзамена его усилил на выходе или ослабил? А. ПОДГОРСКИЙ: Саш, давай так. Давай все-таки, возвращаясь к основной теме, о которой ты сейчас сказал, о том, что разделение между любителями и профессионалами. Вот, к сожалению, на сегодняшний день сделали среднюю температуру по больнице. То есть для тех людей, кому автомобиль нужен для того, чтобы передвигаться с работы домой, из дома на работу либо на дачу и с дачи… А. КАПКОВ: Таких больше. А. ПОДГОРСКИЙ: …тот объем, который… Их больше, но дело в том, что те, которых меньше, опаснее, потому что они перевозят грузы, они перевозят людей, и к ним нужно больше внимания со стороны государства, нежели к тем, кто использует транспорт в личных целях. На сегодняшний день то, что происходит – у нас это средняя температура по больнице, то есть сделали усредненку. Зачем непрофессионалам то же устройство современного автомобиля в том объеме, который есть? Можно уменьшить часы? – можно. Нужно? – ну, скажем так, да, было бы неплохо. А для тех, кто профессионалы, надо увеличить эти часы. Это я касательно теоретической части. Касательно практической части то же самое, те же моменты, на которые в свое время… Опять же, то, о чем сейчас говорят, мы уже проходили в Советском Союзе, правильно? – разделение на профессионалов и любителей. Здесь не надо разделять на профессионалов и любителей, здесь надо просто дополнительно готовить профессионалов, водителей-профессионалов, те, которые используют транспорт для того, чтобы зарабатывать таким способом себе на жизнь. А. КАПКОВ: У меня было впечатление, что когда я иду открывать категории повышенные (категории C, D, E и все остальное), это уже заведомо усиленная программа того, что мне дали на категории B. А. ПОДГОРСКИЙ: Нет, это просто другая программа, скажем так. Но… А. КАПКОВ: Но она по сути такое же среднее образование, как и по категории B, да? А. ПОДГОРСКИЙ: Ну… Нет. Естественно, там больше часов, это тяжелые категории. Скажем так, у нас… Давай говорить о том, постольку-поскольку мы привели все-таки в соответствие с Венской конвенцией международной об автомобильном движении, у нас теперь 28 категорий и подкатегорий всего. А. КАПКОВ: Да. А. ПОДГОРСКИЙ: Это не так, как было в Советском Союзе – A, B, C, D, E, нет. У нас есть С1, есть D1. То есть если ты как гражданин, как человек хочешь купить себе… А. КАПКОВ: …микроавтобус. А. ПОДГОРСКИЙ: Или, например, тяжелый автомобиль более 3.5 тонн, который в одобрении типа транспортного средства сказан как грузовой или грузопассажирский. Тебе нужна для него категории С1, тебе категория С не нужна, точно так же, как не нужна тебе категория CE (это фуры)… А. КАПКОВ: С прицепами. А. ПОДГОРСКИЙ: С прицепами, да, огромные. Тебе это не нужно, потому что ты не зарабатываешь деньги, но ты хочешь купить себе, ты ездишь на рыбалку, я не знаю, на охоту, у тебя большой дом далеко за городом, тебе нужно возить стройматериалы. Ты хочешь большую машину, которая вписывается в категорию С. Это есть такие автомобили, они гражданские, совершенно спокойно ты можешь. Но это категория С1, соответственно, к ней точно так же прицепы. Вот пересматривать эти условия было бы необходимо. А. КАПКОВ: Правильно ли я понимаю, что в итоге мы просто имеем следующее. Мы категории разграничили, а учебную программу под них не развели? А. ПОДГОРСКИЙ: Нет, почему, развели. Под каждую категорию и подкатегорию существует своя программа подготовки. Но вопрос в том, что базовый цикл как таковой остался прежним. Увеличить специальный цикл, количество часов вождения, именно практических часов… Может быть, теорию надо убирать, но практические часы надо увеличивать однозначно – увеличивать количество часов, которые люди будут проводить в условиях реального дорожного движения. Площадка для обучения нужна. Опять-таки, сколько мы говорили о том, что на экзамене не нужна на категории B, C, D и так далее, который принимает ГИБДД, в этом регламенте эта площадка в принципе не нужна, она не дает возможности понять экзаменатору, насколько человек готов к тому, чтобы участвовать в реальном дорожном движении. Для этого его надо проверять именно там, на улицах городов, на улицах поселков и так далее. Надо проверять его там, а не на площадке. Площадка нужна для обучения, однозначно нужна, первоначальные навыки там, а вот уже дальше, пожалуйста, проверяйте в городе, как это делается везде, это нормально. А. КАПКОВ: Чтобы не было разнотолков: не идет ли речи сейчас о том, чтобы вот эту самую общую программу для водителей-любителей каким-то образом упрощать? А. ПОДГОРСКИЙ: Нет. Наверное, идет разговор о том, чтобы как раз на тяжелые категории усложнить. А. КАПКОВ: Речь только об усложнении и только там, где это необходимо. А. ПОДГОРСКИЙ: Ужесточение приема экзаменов, ужесточение условий обучения тех людей, которые берут на себя повышенную ответственность на дорогах. То есть те люди, которые перевозят тяжелые грузы, те люди, которые перевозят людей, в первую очередь посмотрите, что творится. Вчерашний случай вообще безумный, наверное, уже все знают: трехлетний ребенок… А. КАПКОВ: Я уже, на самом деле, к сожалению, к великому сожалению потерялся, потому что то здесь на Алтуфьевском, то в Коммунарке… А. ПОДГОРСКИЙ: Вот на Алтуфьевском. Да что же такое-то, позволяют себе в пьяном состоянии садиться за руль. Это непередаваемо просто. А. КАПКОВ: Но как вот… Раз уж ты заговорил про эти резонансные дорожно-транспортные происшествия, как они сейчас могут соотноситься с нашим разговором, допустим, о разграничении на любителей и профессионалов. Не выглядит ли это, знаешь, как говорят, черным лебедем? В школе это не привьют человеку. А. ПОДГОРСКИЙ: Естественно, никто же не учит ездить пьяным за рулем, никто не учет о том, что, понимаешь, выяснять отношения, разборки на дорогах. Естественно, этому никто не учит. Вопрос в том, подход системный именно к допуску людей к управлению транспортными средствами. Тот, который на Алтушке, он автомобиль вообще в аренду взял, это арендованный автомобиль, каршеринг. Как этого избежать? Это только повышать уровень ответственности всех людей, это касается не только водителей, это касается всех участников дорожного движения и пешеходов. Как будто ты не знаешь, сидящий за рулем, что творят пешеходы на проезжей части периодически. А. КАПКОВ: Да, это такой диалог нескончаемый. А. ПОДГОРСКИЙ: Нескончаемый. А про велосипедистов я вообще молчу, это отдельная тема. Это не подход к обучению в автошколах, здесь автошколы сами по себе ничего не сделают. Здесь ничего не сделают отдельные подразделения ГИБДД, вы хоть увеличьте в 10 раз штат сотрудников – нет, поставьте кучу камер – нет. Это все не будет давать того результата, который нужен. Нужно как-то подходить к этому системно, и начинать надо, наверное, чуть ли не с детского сада – прививать людям ответственность за то, что вы отвечаете не только за себя, но и за тех людей, которые находятся вокруг вас. Мне безумно было, просто невероятно тяжело слушать о том, как вчера вот это на Алтушке… Это просто кошмар. А. КАПКОВ: Где по-твоему тогда ответ? Не в автошколе, возможно, в детском саду… А. ПОДГОРСКИЙ: В каждом из нас, вот в тебе, во мне. Там ответ. А. КАПКОВ: Но слушай, это такой субъективный момент… А. ПОДГОРСКИЙ: Это не субъективный момент. Это когда мы перестанем петь хором, тогда у нас кончится разруха. А. КАПКОВ: Хорошо, через тебя проходит огромное количество людей, людей специфических, с одной задачей: получить водительское удостоверение. А. ПОДГОРСКИЙ: Иногда просто приходят: "А как мне купить?" – и такое есть. А. КАПКОВ: Вот для тебя это что-то значит, когда от тебя такой человек уходит… А. ПОДГОРСКИЙ: Это значит, что человек недоразвитый. Он остановился в своем развитии где-то в районе начала 1990-х гг. А. КАПКОВ: Но тем не менее это очень показательно к моему вопросу. У тебя есть срез по таким людям. А. ПОДГОРСКИЙ: Есть. А. КАПКОВ: Сколько, грубо говоря, 10 лет назад к тебе приходило людей и говорило "Я хочу купить", а сейчас сколько приходит? А. ПОДГОРСКИЙ: Единицы. А. КАПКОВ: И какая голова теперь у них. Чувствуешь ли ты какую-то разницу в том, как я сказал, субъективном моменте восприятия дорогу, восприятия правил, восприятие поведения на дороге? Ты, например, можешь сказать, что 10 лет назад было сложнее человека научить нормально передвигаться по дороге, сейчас легче, потому что ты видишь, что изначально человек приходит адекватный. А. ПОДГОРСКИЙ: Я бы не делал такое… Саш, извини, но я бы такое разграничение не делал. Наши люди все нормальные абсолютно. Здесь вопрос в том, что как любой нормальный человек он ищет как можно меньше затрат и финансовых, и моральных на то, чтобы получить право управления транспортным средством, не задумываясь о том, что это право не только право, но и колоссальная ответственность. Вот это пытаясь донести на разных площадках совершенно, именно об этом идет речь. Вот мы, разговаривая сейчас с тобой, может быть, кто-то, один человек задумается о том, что вот действительно хорошо было бы научиться. Сейчас зима, сейчас другие условия вождения; школы очень многие предлагают вот эти контраварийные курсы так называемые, или условия контраварийной подготовки. Попробовать свой же автомобиль, как он ведет себя в заносах, и понять, что делать в этой ситуации – это правильно, это подход к собственной жизни. Вот когда люди начнут… Это вот, кстати, мотоциклисты более мотивированы в этой части, потому что они больше живые в этом плане, они понимают, что любое падение чревато большими-большими неприятностями. А. КАПКОВ: Не мятая железка. А. ПОДГОРСКИЙ: Да, это не помятый автомобиль, это помятая жизнь, может быть, навсегда. И поэтому ко всем таким серьезным курсам люди, садящиеся на мотоцикл, относятся более серьезно. Что касается тенденции, о которой ты спросил – да, действительно, тенденция намного лучше. И факторов здесь много, и один из этих факторов и государственное регулирование, и то, что наши люди очень много стали ездить за рубеж, они видят, как ведут себя люди в той же Европе, даже в той же Азии, хотя там тоже кошмар и ужас. Но тем не менее немножко другое сознание, немножко другое изменение вот этого взгляда на собственную жизнь и жизнь окружающих поменялось, и легче стало объяснить. Люди такие же по своей сути остались, наши люди несильно меняются, но объяснить стало легче. И радует то, что там… Вот сейчас говорят, что дети-мажоры, вот это. Тенденция колоссальная в силу расположения у меня, моего учебного центра – очень много людей, которые достаточно обеспеченные, приводят детей. У них есть возможность договориться и так далее. А. КАПКОВ: Просто подарить на день рождения. А. ПОДГОРСКИЙ: Да, просто подарить. Они приводят детей и просят их научить. Таких стало намного больше, и это очень радует, это правда. А. КАПКОВ: А почему тогда в нашем восприятии картина обратная? Просто потому, что нам каждый день говорят про Мару, нам говорят из социальных сетей каждый раз какой-то очередное происшествие… А. ПОДГОРСКИЙ: А это надо задать вам вопрос, господа журналисты. А. КАПКОВ: Но ты же знаешь, мы не берем это из головы, мы берем это из социальной сети, которая распространяет это все до нас, мы лишь подхватываем и говорим: "Вот, оказывается, как это произошло", когда человек под кремлевской стеной едет по тротуару. А. ПОДГОРСКИЙ: Все правильно, все правильно. Только можно сделать на этом больший акцент, можно сделать меньший акцент. И ваш продукт – новости – основан на том, чтобы сделать этот акцент, и это правильно, никто не говорит, что это плохо. А. КАПКОВ: Так этот акцент лишний раз говорит о том, что "Ребята, задумайтесь…" А. ПОДГОРСКИЙ: Это есть, это есть. А. КАПКОВ: "Это ужасно, так не должно быть". А. ПОДГОРСКИЙ: Это есть, все правильно. Только вот еще раз повторяю: есть проблема. Кто виноват, понятно, а вот что делать, никак никто не может объяснить. Вот что делать? Давайте вот об этом будем больше говорить, чем о том, кто виноват. А. КАПКОВ: У меня к этому вопросу "Что делать?" назревает такой ответ. Он назревал еще в процессе твоих предыдущих слов. Может быть, совершенно точно нужно разделять механику обучения и мораль обучения? То есть человека научить справляться с автомобилем, упражнением, управлять, техническое устройство, контролируемый занос – все что угодно, пожалуйста, вот упражнения, вот площадка, тренируйся. Но помимо этого, может быть, проблема заключается в морали? А ведь уроков, как сказать, психологии вождения, этики вождения… А. ПОДГОРСКИЙ: Есть, есть. А. КАПКОВ: Да где? А. ПОДГОРСКИЙ: Психофизиологические основы управления транспортным средством – такой предмет у нас в школах есть. А. КАПКОВ: У нас большинство людей сейчас на дороге – это люди, которые получили водительское удостоверение, как я, лет 10 назад. А. ПОДГОРСКИЙ: Так. А. КАПКОВ: Максимум, что они сделали – это пересдали, переоформили. Это я пересдавал, потому что категорию открывал. Но ты представляешь, это не большинство. А. ПОДГОРСКИЙ: Это даже не… Это ничтожное количество людей, которые… А. КАПКОВ: …проходили эту этику. А. ПОДГОРСКИЙ: Я сейчас, наверное, скажу абсолютно крамольную вещь, которая совершенно не понравится слушателям, однозначно не понравится, и наше государство тоже на это не пойдет, но тем не менее я считаю, что при замене водительского удостоверения хотя бы теоретический экзамен надо сдавать. Надо сдавать, потому что за 10 лет меняются не только условия вождения и правила дорожного движения, а меняется все, окружающий мир очень сильно меняется, автомобили меняются, они совершенно другие сегодня, чем были 10 лет назад, не мне тебе рассказывать, ты лучше меня это знаешь. А. КАПКОВ: Даже 5 лет назад. А. ПОДГОРСКИЙ: Абсолютно другие. И подтвердить свое право, специальное право (это не конституционное право, а специальное право) наличием определенных знаний и навыков, я считаю… Но это категорически непопулярная мера, которую… Мне будут оппонировать и говорить, что это какая-то дополнительная коррупционная составляющая. Ну вот давайте так, давайте посмотрим. Коррупционная составляющая у нас уходит на нет очень серьезно за последние 5 лет, это действительно так. А. КАПКОВ: Сейчас легко купить водительское удостоверение? А. ПОДГОРСКИЙ: Нет. Не то что купить, договориться сложно. Это правда. Потому что все компьютеризировано, стоят камеры, инспекторам это становится просто неинтересно. А. КАПКОВ: Тяжелые последствия за какие-то – я не знаю, сколько раньше это было – 30-40 тысяч рублей наступают. По поводу этики хочу вернуться. Да, допустим, я готов принять, что может быть у тебя в классах, может быть, еще в автомобильных школах где-то, не знаю, они делают это просто по личной инициативе, но вводят ту самую… А. ПОДГОРСКИЙ: Обязательно вообще-то. А. КАПКОВ: Обязательно по программе? Тогда я не в курсе, ты мне говоришь, что это обязательно по программе. Хоть один вопрос в экзаменационных билетах по этике вождения покажи мне. А. ПОДГОРСКИЙ: Нет, давай так. Мы не натаскиваем на билеты. Есть разница. Вот когда я веду, я всегда вводные занятия со своими курсантами провожу сам – я хочу видеть, кто приходит ко мне учиться, для меня это принципиально важно. И я всегда говорю: "Ребята, можно взять и натаскать себя на приложении к смартфону на сдачу экзаменов по билетам. Но есть разница, где вы натаскиваетесь, и когда вы начинаете учить просто правила дорожного движения". То же самое и здесь: есть предметы, которые мы учим, и не на все эти предметы… У нас всего 800 вопросов в билетах, да? Эти 800 вопросов не могут охватить того объема знаний, которые желательно было бы иметь каждому водителю. А. КАПКОВ: Все дорожные отношения, в которые он потом вступает. А. ПОДГОРСКИЙ: Да, в которые он потом попадает, а это реальные боевые действия, в которых надо быть подкованным не только этически, психологически и юридически, но в принципе морально элементарно. Вот если на это направление делать, то действительно потихоньку все равно все изменится. А если ничего не делать, ничего не изменится. А. КАПКОВ: Ты знаешь, я понимаю, почему ты как бы вводишь сейчас этику из билетов и говоришь, что да, тут билеты не главное, главное научить человека, а он потом пройдет любой экзамен. Но ты же понимаешь прекрасно: вот если человеку скажут, что этого вопроса в билете нет, он его один раз послушал и пошел дальше. А если ему сказать, что этот вопрос в билетах будет и на нем сыпется 70% всех, кто сдает экзамен, они его как собаки Павлова (в хорошем смысле, как говорится) пройдут 10, 15, 20 раз, пока не выучат, не зазубрят, пока у них не отложится, понимаешь? А. ПОДГОРСКИЙ: Нет, не согласен, категорически не согласен. Я вообще считаю, что в принципе экзаменационные билеты не должны быть в общем доступе. Никто не должен знать вопросы, которые будут задавать, и их должно быть не 800, а 8 000. И какой из этих 8 тысяч тебе попадется, ты не должен знать; ты не должен знать, как он выглядит. Ты должен знать предметы, которые тебе… Это система сдачи экзаменов на водительское удостоверение, на право управления – это та же самая система, как ЕГЭ приблизительно. А. КАПКОВ: Обучаешься инструментам, а потом этими инструментами отвечаешь на любой вопрос. А. ПОДГОРСКИЙ: Абсолютно верно, Саш, абсолютно верно сказал. Именно это и принципиальный подход к изменению приема экзаменов. И кстати, между прочим, об этом говорит большая часть экспертов, что ребята, давайте выведем из общего доступа. Потому что какая проблема сейчас выучить эти… Из 800 вопросов реально серьезных ну вопросов 300, 250. А все остальное – чушь собачья, извините. А. КАПКОВ: Ну прямо-таки чушь. А. ПОДГОРСКИЙ: Извините, но прямо-таки… А. КАПКОВ: Я согласен, элементарные вопросы, но которые… А. ПОДГОРСКИЙ: Может быть, я некорректно выразился, но это не то, что требует изучения. Сделайте эти вопросы более объемными, сделайте колоссальное их количество, и не надо, чтобы они были в общем доступе. Понятно, что они будут периодически вываливаться и так далее, но это определенная работа. Да, это стоит денег, да, это стоит каких-то усилий. Но поверьте, это стоит гораздо дешевле, чем жизни людей наших. А. КАПКОВ: Скажи мне, пожалуйста, не могу не услышать твой комментарий. Говорим про Москву, все ее хорошо знают. Она очень сильно поменялась в дорожном смысле, и сами дороги, разметки, знаки, светофоры, правила, камеры – все это дико поменялось за последние каких-то 5 лет. 5 лет – это очень мало, мы с вами должны это понимать. Люди порой думают, что это было год назад, а это было 5 лет, и это хороший показатель того, что 5 лет пролетают как 1 год. Как по-твоему поменялась система обучения? Люди сейчас соответствуют тому, что они видят, выходя из автошколы, в городе? Справятся? Потому что порой бывает… Простой пример: порой бывает трудно разобраться в знаках, их такое количество. А. ПОДГОРСКИЙ: Нет, знаки все те, которые… Естественно, человек, который выходит из автошколы, знаки знает, это в любом случае, это однозначно. Потом, опять-таки, у нас проходят обучение в условиях реального дорожного движения, и человек, закончивший автошколу, получивший свидетельство о профессии водителя, в любом случае уже по этим дорогам с инструктором ездил. Здесь вопрос уже непосредственно к инструктору. А. КАПКОВ: Позвольте, я здесь перебью. Кстати, тоже такой вопрос: маршруты ведь тоже все известны. А. ПОДГОРСКИЙ: Экзаменационные. А. КАПКОВ: Да, это 3-5 маршрутов. А. ПОДГОРСКИЙ: Да. А. КАПКОВ: Попросил брата, свата, отца тебя по ним прокатить… А. ПОДГОРСКИЙ: Они не просто известны, они официально вывешены в подразделениях ГИБДД. А. КАПКОВ: Почему нельзя сделать, например, с ними так же, как ты предлагаешь с билетами? Нет маршрута – просто вот куда тебе сказали, туда и едешь. А. ПОДГОРСКИЙ: Все правильно. Экзаменатор выбирает маршрут в соответствии с требованиями, которые у него есть, методика, и отвечает сам за поставленную подпись под оценкой "сдал" или "не сдал", лично отвечает. Вот тогда… Никакой площадки нет, а экзаменационные билеты не находятся в общем доступе, никаких маршрутов экзаменационных нет – есть время, 30-40 минут человек должен ездить по городу в условиях… Но тут тоже, понимаешь, у нас Россия, огромная страна. Ты сейчас говоришь про Москву, а Россия, извини меня, чуть побольше, разная она. И человек, который ездит по Москве и человек, который ездит где-то в небольших городах, в регионах – это разные условия вождения. Но мы же не можем водительское удостоверение выдавать для Москвы отдельно, а отдельно для городка в Рязанской области, Воронежской, в Хабаровском крае, не принципиально. Поэтому и здесь тоже очень сложно… Это действительно очень сложно в силу объемности нашей страны, огромной страны. А. КАПКОВ: Такой вопрос: все эти нововведения, которые мы видим на дороге – Центр организации дорожного движения, АМПП, еще как-то – у вас есть какие-то совместные коллегии, комиссии, на которых вы встречаетесь? А. ПОДГОРСКИЙ: Ну конечно – какие-то площадки, на которых мы… В Москве это Московская городская Дума, рабочая команда… А. КАПКОВ: Комиссия по транспорту. А. ПОДГОРСКИЙ: Да, комиссия там и так далее. То есть приглашаются эксперты и так далее, это все есть. А. КАПКОВ: Буквально минутка на вопрос. На этих комиссиях все эти команды и организации предлагают, принимают участие в том, как должны обучать новых водителей? Какую-то специфика можно за последние 2 года? Например, ЦОДД выходит и говорит: "Ребят, вот мы 2 года назад ввели, у нас вот такое новшество, нужно обратить внимание новых учеников, чтобы правильно парковались" или еще что-нибудь. Какие-то такие моменты, тонкости? А. ПОДГОРСКИЙ: Ну, скажем так, таких тонкостей, как именно обучать, они не… Еще раз повторю: это не тема московских властей, это тема федеральных властей, и обсуждаться это должно на уровне Общественной палаты Российской Федерации, на территориях, площадках Госдумы, в рабочих группах и так далее, то есть это не Москва. Москва может как бы что-то инициировать, но самостоятельно принимать какие-то такие решения она не в состоянии. А. КАПКОВ: Есть. Спасибо большое. У нас как всегда не хватает времени, для того чтобы все-все-все обсудить. Я благодарю: у нас сегодня был в гостях Александр Подгорский, директор Олимпийского учебно-спортивного центра "Крылатское"… А. ПОДГОРСКИЙ: Автошколы. А. КАПКОВ: Автошколы? А. ПОДГОРСКИЙ: Учебный центр. А. КАПКОВ: Учебный центр "Крылатское". Спасибо большое, Саш, что пришел. А. ПОДГОРСКИЙ: Спасибо, спасибо. А. КАПКОВ: Меня зовут Александр Капков, это была программа "Город дорог".