Чего я не знал, начиная бизнес: Андрей Трубников, основатель «Рецептов бабушки Агафьи» и Natura Siberica

Бизнес-путь предпринимателя Андрея Трубникова начался с того, что в 1991 году европейские партнеры кинули его на 30 тыс. долларов. А спустя четверть века — в 2016 году — выручка его компании «Первое решение» составила 6,956 млрд руб. За эти годы Трубников научился правильно договариваться с западными коллегами и понял, что в бизнесе можно обойтись без партнеров, юристов и HR-отдела. Построив успешную компанию и выведя ее на международный рынок, в декабре 2017 года Трубников покинул пост генерального директора «Первого решения», чтобы заняться развитием и запуском брендов (в 2018 году обещает запустить два новых). Андрей Трубников назвал шесть открытий, которые он сделал, занимаясь бизнесом. Партнеры в бизнесе не нужны В бизнесе мне иногда приходилось брать в долю партнеров: не хватало денег или что-то еще. Отсюда я вынес главную мысль — партнерам нельзя доверять, они всегда тебя кинут или обманут. К тому же в бизнесе, как и в семейной жизни, есть ведущий и ведомый. И если твой партнер ведомый, то сделать бизнес можно, но партнер тебе не особо и нужен. А два равноправных партнера в одной компании не уживутся, это из области научной фантастики. Поэтому все россказни, что «можно сделать бизнес вместе», — это полная ерунда. Есть только лес и в нем бегают хищники-бизнесмены, кто кому перегрызет горло. Больше ничего в бизнесе нет. На Западе готовы помогать Когда я с брендом Natura Siberica впервые вышел на Запад, то был уверен: местные бизнесмены меня просто пошлют, — но такого не случилось. Со временем я понял, что им нужно говорить: «Ребята, мы в России немного дикие, но очень хотим учиться и стать такими цивилизованными, как вы». И они тебя с удовольствием учат, остается только записывать за ними и действовать по их правилам. Ведь у нас действительно трудное коммунистическое прошлое, у нас во время революции была уничтожена вся элита русского бизнеса, теперь нам нужно учиться заново. Нужно им честно обо всем сказать, и они охотно помогают, идут на контакт. Но могут и кинуть Когда я только начинал бизнес, в 1991 году, у меня было $60 тыс. И на $30 тыс. я купил две фуры спирта — у англичанина и француза. И они меня оба кинули. Они меня поучили бизнесу, хотя я до этого был уверен, что европейцы не обманывают своих партнеров и что у них там всё по закону. Я тогда начитался перестроечных книжек, что нам нужно учиться у них, у Запада, но стоило перечислить им деньги, как они убежали. Я их потом три года ловил. Один умер, а второго поймал в Англии, но всё его имущество было записано на оффшорные компании. Так я и не получил свои деньги обратно. Не стоит брать друзей к себе на работу У меня в фирмах работало немало друзей, и со многими я в дальнейшем расстался. Ведь если друг делает ошибку, ты не можешь его простить, иначе какая атмосфера будет в коллективе? Это грустный опыт, но в бизнесе приходится принимать тяжелые решения. Поэтому дружба должна заканчиваться, как только твой друг появился в рабочем коллективе. А еще лучше — не работать с друзьями. Если человек мне понравился, мы не сработаемся Я заметил со временем интересную особенность: если во время собеседования человек мне не нравится и кажется омерзительным — это мой человек. А если соискатель мне нравится, если я чувствую к нему душевную тягу, то это плохой человек и он будет плохим сотрудником. Это не всегда так, но в 90% случаев это правило срабатывает, — ведь если соискатель на должность мне нравится, значит он такой же, как я. А мне нужны лучше и умнее. Естественно, такие люди мне сначала не нравятся, потому что я их подсознательно боюсь, как потенциальных конкурентов. Но именно их и надо брать на работу. И у меня нет HR-отдела, я не знаю, кто это такие и что они делают. Наверное, они нужны для трудовой инспекции. Я сам провожу собеседования с ключевыми менеджерами, а они уже самостоятельно набирают команду. И еще у нас есть кадровик, который какие-то приказы делает. Юристы бизнесу только вредят Со временем я убедился, что бизнесу юристы не нужны. Это вредные люди, которые только сами себе создают работу. К примеру, когда разорился дистрибьютор более 20 иностранных и российских производителей «Мак Дак», они всех кинули. Нам они задолжали 3 млн рублей, а некоторым компаниям задолжали до 400 млн рублей. Причем это не первый случай, когда на российском рынке разоряется дистрибьютор. Я с кого-то тогда сумел содрать складские стеллажи. А что бы мне дал юрист в этом случае? Ничего. Сейчас у нас есть юрист, меня уговорили его взять, но он нужен в первую очередь сотрудникам, которые боятся брать на себя ответственность. КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.