Перевод с голливудского: русский взгляд на американское кино
28 декабря во всем мире отмечают Международный день кино. С ним поздравляют актеров и просто киноманов, но совершенно особенно относятся к этому дню те, кто остается по ту сторону экрана, чьи имена в титрах мы обычно не запоминаем - операторы, продюсеры, режиссеры, сценаристы. А ведь именно они создают на экране ту самую магию, за которую мы любим кинематограф. В честь Дня кино мы поговорили с продюсером документального кино Наталией Цветковой, выпускницей Американской киноакадемии в Калифорнии. В интервью корреспонденту «МИР 24» она рассказала о том, как устроиться на работу в Голливуде, любят ли американцы русское кино, в чем секрет успеха голливудских лент и действительно ли работа на «фабрике грез» гарантирует успешную карьеру в киноиндустрии. Переезд в Америку: испытано на себе { }В каком возрасте ты переехала в США и почему выбрала для обучения именно эту страну? Я уехала, когда мне только исполнилось 22 года. Тогда я только я окончила учебу на факультете журналистики МГУ, параллельно работала над блоком документального кино одного из федеральных телеканалов и понимала, что получать диплом магистра мне интересно будет именно в сфере кинопроизводства. По поводу Америки у меня не было иллюзий, не было «голубой мечты» и плана по покорению Голливуда. Я просто выиграла грант в киноакадемию и понимала, что подобного опыта работы больше не получу нигде... Первое время постоянно хотелось домой: я скучала по Москве, театральным премьерам, любимым местам, людям, с которыми раньше нас разделял только Старый Арбат. Тоску наводила не только ностальгия. По сравнению с нашими университетами дисциплина в Киноакадемии казалось просто армейской. Был ли такой момент, когда хотелось все бросить и вернуться домой? Я почти сразу возненавидела Лос-Анджелес и постоянно чувствовала себя виноватой за то, что мне так не полюбился этого город. Его же любят все, а я нет. Разумеется, я стала подозревать, что со мной что-то не так. Зимой 2016 года я поняла, что больше так не могу и собралась улетать в Москву. В это время ко мне пришла в гости моя подруга, режиссер из Палестины Фида Кишта. Она выслушала мои доводы и сказала, что если я улечу, без моей поддержки она не сможет снять свой полнометражный фильм. Я знала, насколько это важный для не проект и осталась. Творческим людям особенно нужно, чтобы рядом был кто-то близкий. В то же Рождество, когда мы получили первые инвесторские деньги, она подарила мне фортепиано со словами: «Хочу, чтобы ты чувствовала себя дома». В тот момент я поняла, что наверное все не зря. Бессмысленно за что-то сражаться только в том случае, если за твоей спиной никто не стоит и тебе не с кем делить радости и разочарования... Есть ли такие вещи, которые ты до сих пор возишь с собой в чемодане, когда летишь из Москвы в Лос-Анджелес? Ничего из бытовых вещей я не кладу в чемодан, а всю свою библиотеку русской классики привезла еще в самом начале жизни в Америке. Вообще я очень сентиментальная и вожу с собой обычно какие-то маленькие памятные вещицы, которые для других людей не представляют никакой ценности, например, карточку от номера на фестивале «Кинотавр». Когда живешь на два города, привыкаешь летать с пустым чемоданом – и там, и там все свое. Жизнь без резюме: о трудоустройстве за рубежом { }Как за рубежом устроиться на работу мечты? Какие профессиональные качества больше всего ценят американцы? В Америке 70% успеха в любом деле – это грамотное налаживание связей и знакомств – то, что американцы называют «нетворкингом». Все эти истории о том, что ты никогда не знаешь, с кем разгорвариваешь в очереди за кофе, когда вышел из дома в пижаме, – это не байки. В прошлом ноябре я так познакомилась с продюсером Линой Ядав, а через неделю уже летела в Сиэтл работать над ее шоу Last Week. Проекты часто приходят от знакомых из команды на предыдущем проекте или просто по рекомендации. Долгое время я вообще работала без резюме. За время работы в киноиндустрии я выработала свои правила, которых стараюсь придерживаться и которые пока меня не подводили: доверять интуиции, забыть про гордыню, с благодарностью относиться к учителям и всем тем людям, которые однажды в чем-то тебе помогли. Какие мифы о русских тебе приходилось развенчивать за время твоей работы в США? Есть ощущение, что некоторые мои друзья до знакомства со мной думали, что русские девушки большую часть времени сидят у окна в кокошнике, ждут своего суженого и украдкой поглядывают на бутылку водки, которая обязательно стоит на столе. Очень люблю знакомить своих американских друзей с моими подругами, которые к 23 годам успевают получить образование, попутешествовать, снять кино и получить несколько фестивальных наград. Как за рубежом воспринимают российское кино? На показе фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева на фестивале American Film Institute рядом со мной сидела американка со своим приятелем. Перед началом она обяснила своему спутнику: «Итс Звьягинцьев. Депрешн» (с англ. Это Звягинцев. Будет депрессия). Мрачность российского кино отмечают все, но наш кинематограф в целом американцы принимают с энтузиазмом. Вообще я заметила, что российское кино за рубежом обижают в основном сами русские... Чтобы и в самом деле понять, о чем Россия, иностранцам я советую смотреть «Семнадцать мгновений весны». Еще хочу в ближайшее время показать своим друзьям фильм «Заложники» Реваза Гигинеишвили (прим. режиссер фильмов «Жара», «Обитаемый остров», продюсер фильма «Любовь с акцентом»). В этом фильме он достойно, без морализаторства и нравоучений, рассказывает об истории, которая понятна всем вне зависимости от национальности, Особенности национального кино { }Почему кино, сделанное в Голливуде, оказывается в большинстве случаев более успешным, чем, к примеру, наше? Что касается самого производства, то главный козырь голливудских компаний – просчет всех затрат на проект заранее с закладыванием минимум 5% от его стоимости на перерасходы. В Голливуде работают без всяких «авось». На риск идут, но крайне редко, тщательно все обдумав. Не менее важный фактор – это тщательная подготовка и эффективность каждого члена съемочной группы. Это, конечно, вопрос дисциплины, но в большом американском кино на съемочной площадке каждый человек точно знает свое место, свои обязанности и четко их исполняют, уважая свое и чужое время. Актеры просто так не подойдут и не будут выбирать для себя реквизит, а один человек не будет всю смену выставляь свет на площадке. Ты много работаешь с актерами, в том числе – голливудскими звездами. С кем работать и общаться сложнее: с профессионалами или «дилетантами» сферы? На последних трех проектах я работала с Эриком Робертсом, причем все три проекта были малобюджетными. Он большой профессионал, у которого нет никаких голливудских капризов. Впрочем, как и у Дизастера, который до недавнего времени не имел к кино никакого отношения. Он успел прошуметь в России как рэпер после баттла с Оксимироном. Мы с ним легко сдружились на съемках одной российской рекламы, и я очень рада его успешному дебюту в фильме рэпера Эминема «Ненасыщенный». Что из больших проектов сейчас готовится к выходу, о чем будут говорить в 2018 году? Сейчас я работаю с режисером Марией Скобелевой и актрисой Клариссой Барской. Мы заканчиваем работу над документальным фильмом об особенных и сильных женщинах монастыря Санта-Барбара в Калифорнии и приступаем в пре-продакшн Машиного первого полнометражного фильма. Первые инвестиции уже получили после подписания контракта в ноябре. Снимать планируем на Бали уже в следующем году. Беседовала Надежда Сережкина