«Убираем все с парт, достаем листочки»: 10 ситуаций, в которых бывал каждый школьник

Сегодня мы вспоминаем фразы учителей и ситуации, которые до боли знакомы всем, кто прошел через советскую или российскую школу. Учитель физкультуры приходит на другой урок и просит отпустить пятерых мальчиков, чтобы они помогли таскать стулья Всем знакомо? Мальчики наперебой срываются с места и пытаются попасть в пятерку избранных, которым удастся избежать 15-20 минут урока алгебры, ответов у доски, а может, даже «контроши». А девочки грустно сидят за партами и завидуют этим счастливчикам. Откровенно говоря, девочки ничуть не хуже мальчиков умеют таскать стулья, передвигать парты, наряжать класс к празднику или школьному концерту. Всем же знакомы эти глобальные перестановки мебели в актовом зале или классной комнате, которые затевала учительница по русскому языку или грозная математичка? И никого не смущало, что девочки тоже в этом участвуют. Но вот учитель по физкультуре или информатике так не считает, поэтому вызывает именно пятерых мальчиков для тяжелой физической работы. И, наверное, он прав. «Убираем все с парт, достаем двойные листочки» У вас пробежал мороз по коже? У нас — да. К старшей школе у учеников вырабатывается аллергия на эту фразу. Хочется спрятаться под парту или за соседа, срочно отпроситься в туалет, пойти к медсестре и пожаловаться на головную боль — все что угодно! Лишь бы не писать ненавистную проверочную или контрольную работу. Самое примечательное, что большинство учителей заранее предупреждают о том, что планируют «экзекуцию» в конце урока. Но все равно «двойные листочки» каждый раз как гром среди ясного неба. А если еще и мобильный телефон не припрятал в кармане, а если не написал шпаргалку на линейке, если, в конце концов, не понял тему… Как тут выжить? «Звонок для учителя, а не для ученика» Это всегда было обидно. Это всегда унижало и заставляло себя почувствовать существом низшего класса. Ты негодуешь: «Как же так? Почему я должен продолжать смирно сидеть, когда в коридоре уже шумят другие классы, когда поток детей уже устремляется к столовой, чтобы смести самые вкусные булки? Неужели вы не уважаете меня и мое время?!» Но что в это время происходит «по ту сторону баррикад»? Школьник никогда не старается понять своего учителя. Осознание, что преподаватель — такой же человек, что он тоже мог не успеть что-то из запланированного, что просто хотел донести важную информацию, приходит позже. В университете, на работе, однажды на кухне за чашкой чая, когда ты давно окончил школу. Но что значит звонок для учителя? Подвести итог занятия, задать задание, убедиться, что все всё поняли. Он просто хотел сконцентрироваться. И не надо на него обижаться. Нужно вставать для приветствия в начале урока или если кто-то зашел в класс Очень это было неприятно и казалось абсолютно ненужным. Ну зачем вставать? Мы же сидим, никого не трогаем, учебники на парту положили, ручка тоже где-то здесь. И какое отношение к нам имеет этот вошедший мужчина? Мы же можем вежливо поздороваться. А ведь дело в психологии, а не в вопросах уважения (хотя, возможно, для кого-то и в них тоже). Стоя у своей парты в начале занятия, школьники отрываются от житейских «переменных» проблем, болтовни с подругой, обсуждения новой игры и… концентрируются. Настраиваются на занятие. Преподаватель также встает со своего места, молчит и оглядывает класс — тоже концентрируется. Впереди целый урок, который ему нужно доходчиво провести, а детям нужно хорошо усвоить. А ведь это процесс нелегкий. А зачем вставать, когда кто-то входит? Для дисциплины. Как же усмотреть за ребятами, моментально начинающими разговаривать, когда ты отвернулся? Отношения «учитель — ученик» слишком возвышены, чтобы выстраивать их сидя. Пришел без сменки — в класс не пустят Вот не пускают, и все тут. Грозятся отвести к завучу или к директору, позвонить родителям и написать замечание в дневник. И ладно, если ты борешься против системы и принципиально не меняешь модные уличные ботинки на дурацкие балетки или кеды. Но когда ты «законопослушный» школьник, который один раз провинился, впопыхах захватил портфель, но забыл злополучный пакет… «За что мне такое наказание, я же столько времени был хорошим?» — вопрошаешь ты. Но учителя непреклонны, потому что уборщица тетя Зина — тоже человек, и ей будет очень сложно отмывать 5 этажей от следов детских ног. Что же, учимся уважать чужой труд. «Выйди и войди нормально» Назначение этой фразы остается непонятным как в школьные годы, так и после. Ведь ты опоздал не специально: трамвай долго ехал, другой учитель задержал с вопросом, не получилось быстро добежать со второго этажа на четвертый после урока физики… Ты вовсе не хочешь быть невежливым, наоборот, стараешься как можно скорее очутиться за партой и приступить к уроку. Но нет. Тебе делают замечание при всем классе, заставляют взять свои вещи и выйти, постучать, повиниться, оправдаться… Наконец, тебя впускают. Зачем это нужно? Неужели то, как именно появится ребенок в классе, так важно для учебного процесса? Ответ на этот вопрос неизвестен. И единственное, что вызывает у ученика фраза «выйди и войди нормально» — желание делать назло или подчиниться, затаив обиду. Мы хотим делать из школьников ханжей? Едва ли. Написать самостоятельную за 5 минут до конца урока Это был поединок не на жизнь, а на смерть, естественный отбор — называйте как хотите. Выживал сильнейший. Тот, кто быстрее читает, быстрее пишет, быстрее соображает. Тот, кто всю четверть выполнял домашние задания и набил руку в скоростном решении всех школьных задачек-головоломок. Остальные закусывали уголок ручки, напряженно вчитывались в строчки заданий, будто там осталась тайная информация, которую они не заметили с первого раза. Но текст безмолвствовал, как и голова, утомленная к концу третьего урока. Наконец, проблеск мысли, и ты судорожно строчишь решение. Лишь бы успеть, лишь бы успеть! Хорошо тем, кто сидел на задних партах — у них учителя отбирали листочки самыми последними. Когда всем массово делали прививки Это же целая история с географией: прививки, стоматолог, просто осмотр… Чтобы добиться желаемого результата — разумеется, помучить бедных школьников, а вы как думали? — учителя шли на все. Например, отпускали с урока по три человека с ряда. И ты сидел за второй партой третьего ряда и высчитывал, успеешь ли избежать страшной участи до конца урока или все-таки повинуешься. Учителя даже вступали в заговор с родителями. Причем в очень изощренной форме! «Вашему ребенку сделают прививку в школе, вы согласны?». Да, родители были согласны, и вот ты несешь подписанный приговор самому себе в школу. И только после того, как нестрашная на поверку манту красуется на руке, ты понимаешь, что прогулял заветные 10 минут урока. И это здорово. При фразе «К доске пойдет…» все усердно начинали смотреть в учебник Школа — это сплошное испытание на прочность. Тут требуется врожденный актерский талант, выработанное и натренированное годами лицо игрока в покер. «Кто списывал, я?! Да ни в жизни!», «Я не смотрю в тетрадь соседки», «Честное слово, дома забыл тетрадку, а там все-все задания сделаны, правда!» Но пик актерского искусства приходился на эту «русскую рулетку». Рука учителя тянется к журналу — класс замирает; рука учителя открывает журнал — школьники затаили дыхание; палец водит по фамилиям, а глаза оглядывают аудиторию… Дети максимально заняты. Кто-то читает, кто-то пишет, ну такие молодцы! Может, и не надо никому идти к доске? Общий вздох облегчения. Когда тебя вызвали отвечать у доски, но прозвенел звонок Знакомое чувство эйфории, верно? Это похоже на выигрыш в лотерею, когда объявляют последний номер, хотя ты уже отчаялся. Настоящая эмоциональная карусель. Сначала ты надеешься, что тебя не вызовут, но нет. Потом замедляешь шаг, оттягивая приближение к доске, и судорожно вспоминаешь материал. При возможности, как можно тщательнее выводишь буквы и цифры задания на доске. Преподаватель настороже — он готов в любой момент засыпать тебя дополнительными вопросами. Он видит тебя насквозь, он знает все твои ухищрения. Он готов к атаке, как вдруг… Спасительный звонок с урока! Вы как будто избежали неминуемого, были на волосок от гибели, но выжили. Жизнь пролетела перед глазами, а теперь вас поглотило чувство свободы, и улыбка непроизвольно появилась на лице. Признайтесь, вы тоже сейчас это ощутили? Фото: Shutterstock.com, visualrian.ru

«Убираем все с парт, достаем листочки»: 10 ситуаций, в которых бывал каждый школьник
© Letidor.ru