Нейтралитет невозможен

С ростом конфронтации между ЕС и Россией, НАТО и Россией новую актуальность приобрел вопрос о безопасности государств Балтии и всего региона Балтийского моря на случай возможной российской агрессии. Документы планирования маневров «Запад-2013» и «Запад-2017», а также симуляция военных операций указывают на потенциальную военную акцию в странах Балтии и получение контроля над Балтийским морем. Российско-грузинская война 2008 года и российско-украинская военная конфронтация свидетельствуют, что Россия может принимать радикальные решения и решиться на военную агрессию против соседних государств. 5-й параграф договора НАТО (страны-члены альянса автоматически защищают друг друга) и присутствие военного контингента НАТО в Балтии еще стопроцентно не исключают возможность военного конфликта в регионе. Сам 5-й параграф может быть задействован только в случае реального нападения, что означает разрушение экономической инфраструктуры стран Балтии. В этой связи необходимо разработать эффективную политику сдерживания, которая уменьшит вероятность военного конфликта до минимума. Одним из краеугольных камней политики сдерживания является экономическое, политическое и самое важное — военное единство государств Балтийского моря, что исключит возможность использования различных подходов стран региона к этим вопросам в политических и военных целях других, возможно, недружественных государств. На практике мы осознаем, что государства Балтийского моря — это похоже мыслящие государства с общими ценностями и основными принципами существования государств. Однако в военной сфере Финляндия и Швеция приняли принцип нейтралитета, что в прежней истории было одним из их преимуществ. Но в условиях современных военных технологий сохранить нейтралитет невозможно. Для Финляндии надеяться, что она сумеет защитить себя от военного нападения, опираясь на относительный пример успеха Второй мировой войны, — это наивная иллюзия. И Швеция должна считаться с тем, что с началом военных действий целью России будет установление контроля над Балтийским морем, и последует звонок шведскому премьер-министру с просьбой разрешить российским самолетам использовать аэродромы Швеции. Естественно, нейтральной Швеции не останется ничего другого, как дать такое разрешение. Мы должны понимать, что если начнутся военные действия, то они будут массированными и агрессивными с привлечением большой военной силы. Остаться в стороне в безопасности в таких условиях будет практически невозможно. В этой связи необходимо вернуться к дискуссии о как можно более эффективной политике военного сдерживания в регионе Балтийского моря. Все государства Балтийского моря должны сформировать единое понимание о такой политике и договориться об основных мероприятиях по ее реализации. Одного лишь военного сотрудничества между Финляндией и Швецией и сотрудничества каждой из этих стран с НАТО будет слишком мало. Это годится только в мирное время. Это эффективно при сотрудничестве в военных операциях, например, в Афганистане. Но для реализации единой эффективной политики военного сдерживания в Балтийском регионе необходимо единое планирование военной обороны всех стран и подчинение военных сил всех стран единому центру командования. На практике это будет означать участие всех государств региона в НАТО. Невозможно эффективно сотрудничать в военной сфере, если государства только частично связаны с организацией коллективной безопасности. Это может даже вызвать растерянность и привести к негативным последствиям в случае военного конфликта. Привычный аргумент против членства Финляндии и Швеции в НАТО — вопрос о том, как на это отреагирует Россия. Ответ ясен: разумеется, негативно. Но это будет быстрая, эмоциональная реакция, которая в течение более длительного периода пройдет. Россия хорошо понимает, что у НАТО нет никакой причины нападать на Россию или угрожать ей. НАТО — это организация коллективной безопасности, и именно поэтому она способна эффективно существовать 70 лет. За все эти годы не было ни одного эпизода, когда НАТО выдвигала бы территориальные или военные претензии к России. Еще более прямая и широкая граница НАТО и России и последующее сотрудничество НАТО и России могут стать началом новой эры безопасности в Европе. Почему сейчас самое время для такой дискуссии? Во-первых, президент России Владимир Путин своими ложными новостями утратил доверие в Европе и, очень возможно, никогда его не вернет. Во-вторых, отношения России с ЕС и НАТО находятся на низшем уровне с момента распада СССР. Эти отношения невозможно ухудшить еще больше, сделав России что-то неприятное. В-третьих, российские военные учения «Запад» закончились, и в ближайшие три года не планируется крупномасштабной демонстрации военной силы у границ государств Балтии. В-четвертых, приоритетом внешней политики России в настоящее время выдвинуто укрепление влияния на Ближнем Востоке и в арабском мире, чтобы быстро заполнить нишу влияния, которую освободил президент США Дональд Трамп. Европейская политика для России осталась на втором плане. Это время, когда Европа должна укрепить себя как в экономическом, так и в военном смысле. Это время, когда препятствием для политической, экономической и военной интеграции является только нерешительность европейцев. Политики европейских государств должны увидеть такую перспективу будущего, говорить с обществом своих стран, разъяснять свои цели по обеспечению мира в Европе. Если это произойдет, то весь Европейский континент войдет в новое измерение конкурентноспособности и обеспечения безопасности. Европа должна понимать, что ее модель развития самая современная в современном мире, и показывать пример всем остальным регионам. Требуется смелость преодолеть самодовольную наивность, что Европа уже всего достигла, и в смелых переменах больше нет необходимости. Мы, европейцы, должны уметь смотреть в будущее с его глобальными вызовами. Валдис Затлерс — экс-президент Латвии (2007-2011)

Нейтралитет невозможен
© ИноСМИ
[]