Национальные военные стратегии США. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 января 2018 года в США будет опубликована новая Национальная военная стратегия. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этих документах. Что такое Национальная военная стратегия США Национальные военные стратегии США (National Military Strategy, NMS, НВС) - основополагающие документы, в которых сформулированы цели вооруженных сил страны с точки зрения реализации задач, поставленных руководством США в стратегиях национальной безопасности. Стратегии определяют, к какого рода конфликтам должны быть готовы ВС США. Документы разрабатываются Объединенным комитетом начальников штабов (ОКНШ; руководящий орган в ВС США, в котором представлены начальники штабов основных видов вооруженных сил). НВС могут быть уточнены или дополнены в зависимости от изменения характера угроз для безопасности Соединенных Штатов. Первая НВС была разработана в 1992 году, впоследствии документы выходили в 1995, 1997, 2004, 2011 и 2015 годах. Национальные военные стратегии США 1990-х годов Стратегия, представленная в январе 1992 года председателем ОКНШ Колином Пауэллом в период президентства Джорджа Буша - старшего, стала реакцией на изменившийся мировой порядок после распада СССР. Она представляла собой документ, которым вооруженным силам США предстояло руководствоваться после окончания холодной войны. Стратегическое планирование в США тогда было переориентировано с принципа сдерживания Советского Союза на гибкое использование военной силы для нейтрализации возможных региональных конфликтов и внезапных кризисов. Документ предусматривал значительное сокращение численности личного состава ВС и резервных формирований, а также уменьшение финансирования. Стратегия, обнародованная главой ОКНШ Джоном Шаликашвили в марте 1995 года при президенте Билле Клинтоне, была нацелена на обеспечение глобального лидерства США. Концепцию его достижения она формулировала через принцип "выборочного и гибкого участия" в региональных конфликтах (официальное название документа "Стратегия гибкого и избирательного вовлечения"). В предисловии к документу Шаликашвили назвал основной целью ВС США "быть готовыми вести войну и одержать в ней победу, когда бы и где бы это ни потребовалось". Среди основных задач ВС были названы поддержание региональной стабильности, что в мирное время обеспечивается военным присутствием США за рубежом, и пресечение посягательств на интересы США и их союзников в разных регионах мира. В частности, в документе отмечалось, что ВС США должны быть готовыми вести войну и одержать победу одновременно в двух и более конфликтах. Среди методов достижения стратегических задач - передовое военное присутствие, совершенствование потенциала быстрого развертывания сил, привлечение к сотрудничеству бывших противников, сокращение состава собственных вооруженных сил при сохранении их эффективности за счет технической модернизации. Россия упоминалась в этом документе в связи с совместной работой по пресечению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Обновленная в 1997 году версия под названием "Стратегия формирования обстановки, реагирования на кризисы, подготовки к неопределенному будущему" (глава ОКНШ Джон Шаликашвили; президентство Билла Клинтона), по сути, повторяла предыдущий документ. В ней отмечалось, что Соединенным Штатам не угрожают ядерные державы, но существуют страны и другие действующие субъекты, которые могут бросать вызов Вашингтону и его союзникам, в том числе используя терроризм и оружие массового уничтожения. Стратегия провозгласила переход к концепции "глобальных совместных операций" - взаимодействию всех родов войск США и вооруженных сил союзников в различных операционных средах (на суше и море, в воздухе и космосе, киберпространстве). НВС-2004 После терактов 11 сентября 2001 года в США наступил новый этап восприятия угроз. Военная доктрина, представленная в мае 2004 года главой ОКНШ Ричардом Майерсом (президентство Джорджа Буша - младшего), декларировала необходимость одержать победу в войне с терроризмом. США заявили о намерении проводить активную борьбу для противодействия транснациональным террористическим сетям и странам-агрессорам, которые обладают ОМУ или стремятся к его приобретению. Для этого вооруженные силы страны должны иметь "экспедиционную структуру" и быть в состоянии одновременно и быстро проводить операции в различных точках мира. НВС-2011 Следующая версия НВС появилась через семь лет - в феврале 2011 года (при президенте Бараке Обаме). Ее представил председатель ОКНШ Майкл Маллен. В этом документе под названием "США: Переосмысление военного лидерства Америки" впервые говорилось о противостоянии враждебным государствам. В частности, отмечалось, что США готовы продемонстрировать волю и выделить ресурсы, необходимые для противостояния действиям любых стран, которые угрожают интересам США и безопасности союзников. "Стратегической целью" осталось нанесение поражения террористической группировке "Аль-Каида" (запрещена в РФ) и ее сторонникам в Афганистане и Пакистане. При этом подчеркивалось, что угроза экстремизма не ограничивается только Южной и Центральной Азией, поэтому США должны быть готовы преследовать экстремистов, где бы они ни находились. В этих условиях перед военными США были поставлены задачи: сдерживать, останавливать и наносить поражение государствам-противникам; ослабить и нанести поражение экстремистским организациям; укреплять сеть союзников и партнеров. Констатировалось намерение сокращать ядерные вооружения и совершенствовать возможности в сфере противоракетной обороны. Что касается РФ, то в документе 2011 года указано, что США будут "укреплять диалог и военное сотрудничество с Россией, основываясь на наших успешных усилиях по сокращению стратегических вооружений". "Мы намерены стремиться к сотрудничеству с Россией в сферах контртерроризма, противодействия распространению ядерного оружия и материалов, космоса и создания системы ПРО и мы будем приветствовать ее более активную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Азии", - говорилось в стратегии. Вашингтон также декларировал стремление к сотрудничеству с Пекином, одновременно выражая озабоченность масштабами проводимой Китаем модернизации вооруженных сил, его действиями "в космосе, киберпространстве, в Желтом море, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях". НВС-2015 В предисловии к Военной стратегии, обнародованной 1 июля 2015 года (президентство Обамы), глава ОКНШ Мартин Демпси охарактеризовал ситуацию с обеспечением глобальной безопасности как "наиболее непредсказуемую". Основными угрозами для США в документе названы "ревизионистски настроенные государства", "которые бросают вызов международным нормам", и экстремистские группировки, которые "подрывают трансрегиональную безопасность". К странам, вызывающим обеспокоенность у военного руководства США, НВС относит Россию, Китай, Иран и КНДР. Россия упоминается в стратегии семь раз. Один абзац документа целиком посвящен ей. В нем утверждается, что Россия, "хотя и вносила вклад в отдельные области в сфере безопасности, такие как борьба с наркотиками и терроризмом, неоднократно демонстрировала, что она не уважает суверенитет своих соседей и готова применять силу для достижения своих целей". Авторы стратегии обвинили ВС РФ в том, что они "подрывают региональную безопасность напрямую и через третьи силы". Эти шаги "нарушают многочисленные договоренности, которые подписала Россия и в которых она обязалась действовать в соответствии с международными нормами" (пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил сожаление по поводу этого документа, подчеркнув его "конфронтационный настрой, лишенный какого-либо объективизма"). Иран, согласно НВС-2015, бросает "стратегический вызов для международного сообщества", КНДР "напрямую угрожает соседям, особенно Республике Корея и Японии", а действия Китая "добавляют напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе". При этом в документе констатируется, что ни одна из этих стран не стремится к военному конфликту с США или их союзниками. Тем не менее стратегия предусматривает не только "сдерживание и отражение", но и победу над государством-противником. В документе указывается, что для борьбы с экстремистскими группировками необходимо взаимодействие с союзниками и партнерами, при этом США намерены взять на себя руководящую роль в процессе формирования коалиции стран. В целом перед американскими вооруженными силами была поставлена задача - быть готовыми "к проведению операций в любом регионе мира, иметь необходимые боевые возможности для нанесения поражения агрессору в любом конфликте, независимо от его размаха, напряженности и продолжительности".