Музыкант Доктор Дно показал другую, непарадную Самару
Как ли прекрасна Самара, как её изображают на экранах телевизоров? Как скоро в нашем городе появятся Интернет-паблики принципиально нового формата? Об этом и многом другом мы поговорили с самарским музыкантом Дмитрием Дмитриевым, выступающим под творческим псевдонимом Доктор Дно. Объективности ради - Известность тебе принёсла пародия на клип песни Бориса Грима «Самара». Как возникла идея её создать? - Проект родился совместно с участниками Интернет -паблика «Интересная Самара». Посмотрели этот клип, почитали комментарии самарцев к нему. Многие высказывались, что картина получилась не объективная: город показали только с положительной стороны. И мы решили показать и другую, не парадную сторону областной столицы - Металлург и Безымянку. И если посмотреть оба этих клипа, то о нашем городе возникает вполне объективная картина. Мы сняли этот ролик за два дня, и уже неделю спустя он набрал 4,5 тыс. просмотров. - Город в нём ты изобразил всё-таки мрачным. Так получилось, потому что нужно было принципиально сделать от обратного или же Самара тебе, действительно, видится такой? - Задачей было именно противопоставить одно другому: яркий фасад реальной начинке. Каждая строчка в моём клипе - это своеобразный ответ на строчку песни Грима. Я не согласен с мнением о том, что Самара - помойка. Наш город нужно любить таким, какой он есть: и плохим, и хорошим. О том же Париже можно мечтать, но и там, как и в Самаре, немало реализма, того, что на самом дне... - Кстати, почему ты выбрал псевдоним Доктор Дно? - Я люблю городское дно (Смеётся - Ред.) А вообще смыслов тут немало. Ведь и наш самый знаменитый самарский бар называется «На Дне». Сегодня вернули - завтра забрали - Твои клипы - остросоциальные. Нередко надсмехаешься над действиями власти. Буквально в каждой композиции ты перекладываешь на рэп всю самарскую повестку дня. Власть уже как-то реагирует? - Пока мои клипы смотрит не очень много людей, и чиновники вопросов ещё не задавали. Вообще, я уверен, что если государевы люди адекватно занимаются своей работой, решают городские проблемы, то им просто некогда будет смотреть музыкальные клипы. В том, что я делаю, нет неуважения к действиям власти, это не чёрный рэп. Фишка в том, что если власти делают что-то хорошее, это попадает в повестку дня, и важно людям, то мы обязательно отражаем такие инициативы в своих композициях. Так, в одном из клипов есть слова о том, что самарским пенсионерам вернули часть утраченных льгот. - Но после этого следует строчка «сегодня вернули - завтра забрали»... - Это да. (Смеется). Но, повторюсь, что если наши чиновники начнут заботиться о городе и делать жизнь горожан лучше, то мы обязательно споём и об этом. - В своих Интернет - клипах ты поднял ещё одну новую для самарцев тему: переход чиновников в соцсети. И даже сказал, что впору их уже вызывать на рэп-баттлы. Интересно, был ли уже у тебя опыт общения с властью в социальных сетях? - Да, когда Дмитрий Азаров был мэром Самары, я обращался к нему в твиттер, и проблемы, действительно, оперативно решались. В частности, отремонтировали ряд дорог. А вот одна моя подруга Маша, которая живёт в старом городе - на ул. Чапаевской, выживала без отопления несколько месяцев. И чиновники в соцсетях ей мало чем смогли помочь. Слушать или читать? - По-сути рэп - своеобразный формат публичного высказывания. Как считаешь, может ли он стать будущим Интернет - журналистики? Ведь людям интересно узнавать о новостях в развлекательном формате. - Думаю, что такая подача новостей, уже стала и, действительно, может стать одним из способов существования Интернет-журналистики, блогов. Мне действительно это легко делать, а людям - воспринимать. Для русского человека важна не музыка, а слово. И рэп в этом смысле - идеальный жанр. - В ответ на идею установить в Самаре памятник баяну, ты спел: «Памятник баяну – в память бывших наркоманов». Как считаешь, спасёт ли красота самарцев от подобных зол? - Устанавливать памятники - это здорово. Если через какое-то время Самара по количеству памятников хоть чуточку станет похожей на Москву или Питер, то депрессии, а вместе с ней наркомании, у нас станет в разы меньше. - Наступил Год Волонтёра. Знаю, что ты неоднократно участвовал в фестивале восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Собираешься пойти туда в этом году? - Конечно, пойду, ведь это один из самых крутых фестивалей в Самаре, а сейчас уже и по всей России. Это идеи, воплощённые без оглядки на тренд, самобытные. Чтобы восстановить фасады старинных домов, волонтёрам пришлось пробивать глухую стену непонимания со стороны власти, но, к счастью, первым хватило сил, а вторым – понимания. У нас много различных общественных движений и народных фронтов, и там немало показухи. При этом лишь малая часть людей делает действительно интересные проекты. И «Том Сойер Фест» как раз один из них. Идти против тренда - В первую очередь ты всё-таки джазовый музыкант. Насколько в нашем городе активно развивается этот жанр? Много ли у молодёжи доступных мест для культурного досуга? - В этом плане развитие есть. Вот только в декабре прошлого года в центре города открылось несколько новых достойных мест, где можно общаться и слушать современную музыку, в том числе, джаз. - Но они все в центре. А что будем делать с окраиной? Там тоже люди живут... - Там клубы и молодёжные бары попросту «не пойдут». Люди привыкли к тому, что культурная жизнь города должна сосредоточиваться в его центре, а с окраиной связано много негативных стереотипов. Но это не говорит о том, что в отдалённых районах живут необразованные, некультурные люди. Летом наша группа выступала в парке Молодёжный – джазовая студия «Движение» тогда выиграла городской грант. И когда к нам подходили дворовые ребята, с виду, казалось бы, самые обычные, то нередко обнаруживали самые невероятные знания о джазе и его исполнителях. Так что всё не так плохо у нас на окраине! Просто тамошним жителям культуры порой не хватает больше, чем тем, кто обитает в центре города. Работа в парке «Молодёжный» стала для нас замечательным опытом. И в этом году студия планирует снова выходить на этот грант. - В целом, насколько мы уникальны? Самара из-за обилия фестивалей всегда считалась музыкальным городом. - К счастью, пока мы провинциальны и самобытны. Но не всегда наши продюсеры «держат нос по ветру». Например, если в Нью-Йорке появляется что-то интересное, это сразу запускают в эфир. А вдруг эта вещь зайдёт и принесёт доход? У нас же пока всё новое мало ценят. Да и музыканты стараются делать так, как в столицах. Но вся фишка в том, что любую, даже очень смелую идею, нужно претворять в жизнь в любом случае, независимо от того, в тренде она или нет. Только так, без оглядки на какие-то раскрученные приёмы, можешь сделать что-то новое и уникальное. - А у тебя есть идея отойти от темы обсуждения новостей и уйти в новые жанры? - Да, ведь такие вещи актуальны сиюминутно, а потом забываются. Разумеется, мне хотелось бы выйти на такие композиции, которые могли бы иметь художественную ценность. В далекой перспективе мои клипы переформатируется из острой повестки дня во что-то более фундаментальное.