Мария Влас: «Все матрешки в нашей стране липовые»
Наталья: Маша, вы рисуете акварелью по дереву, насколько я понимаю, так больше не делает никто. Мария Влас: Да, я действительно разработала свой стиль росписи. Просто дерево и акварель, что, на мой взгляд, дает совершенно особенный эффект, который отличается от традиционных видов художественной росписи, где дерево расписывают, но делают это красками укрывистыми, соответственно, само дерево не видно. Я же расписываю так, что краска и дерево взаимодействуют, объединяю красоты природы и рукотворную красоту. Наталья: Вы давно этим занимаетесь? Как вы вообще придумали такой проект? Конечно, сейчас все, что делается руками, в тренде, все делают все – варят мыло, пекут торты, шьют лоскутные одеяла. А вы вдруг роспись по дереву… Мария: Я начала с традиционного художественного образования. В институте я училась по классической программе – рисунок, живопись, масло, все как положено. У меня это было уже второе высшее образование, я туда, если можно так сказать, сбежала от первого. Сначала я училась на регионоведении, а на третьем курсе поступила на художественный. Наталья: Просто взяли и поступили? С нуля? Мария: В детстве я занималась в студиях, но в художественной школе, которую нужно закончить, чтобы поступить в институт, я не училась. Перед поступлением, конечно, я опять начала заниматься в студии и вдруг поняла, что люди, которые заканчивали эту самую художественную школу и я, в общем-то, находимся в одной плоскости. Так что если я поднажму и приподниму свой уровень до их уровня, то поступить смогу. Пришлось усиленно заниматься с репетиторами в той же студии, собрать портфолио работ для экзамена, а потом на экзамене нарисовать соответствующую работу. И вот я поступила, для меня открылся мир, о котором я только мечтала. Я, конечно, изучала то, что предполагалось по программе, но довольно быстро у меня появились и собственные интересы. Одно нравилось больше, другое, наоборот, не хотелось рисовать вне стен института. Я очень полюбила акварель, но в институтской программе ее не было, пришлось изучать отдельно – на очных и заочных курсах. Таким образом я проучилась 4 года из 6, а потом взяла академический отпуск, потому что у меня как раз должна была родиться первая дочка. Ну и в институт я, конечно, уже не вернулась. Наталья: А как же вы пришли именно к росписи по дереву? Мария: Уже будучи мамой, я продолжала использовать каждый свободный момент, чтобы заниматься творчеством. Но довольно быстро обнаружила, что посвящать рисованию так много времени, как раньше, уже не выходит, надеяться на то, что меня оставят в покое на несколько часов тоже не приходилось. А тут нужно понимать, что когда работаешь акварелью, важна концентрация и скорость. Когда делаешь заливку, бумага должна быть определенной влажности и ее нужно не упустить. Если тебя отвлекли, то все засохнет, и с этим уже ничего не поделаешь, работа испорчена. Я стала думать, чем мне еще заняться параллельно с акварелью, которую я не готова была бросать. Одна моя сокурсница владела техникой росписи матрешек, она мне рассказала, что якобы изначально матрешек расписывали акварелью. Сейчас такого почти не встретишь, чаще всего их расписывают акрилом или другими укрывистыми красками. Но если верить «легенде», акварелью тоже можно. Основы техники она же мне и показала. С этого все и началось, я стала интересоваться, какие, кроме матрешек, бывают заготовки, на чем можно расписывать, нашла себе примерный круг интересов. Наталья: А помните свою первую вещь? Что вы первое расписали? Мария: Конечно, помню: это был маленькой горшочек из липы, кругленький и пузатенький. Наталья: То есть вы уже на этом этапе определились, что вы пишете только по липе? Мария: Вообще я разные породы дерева пробовала, но липа подходит стопроцентно: все, кто расписывает по дереву, работают с липой. То есть, все матрешки у нас в стране липовые (смеется). Бывают еще заготовки из фанеры или березы, но их используют в основном для декупажа или других техник, при которых само дерево не видно. Я пробовала другие породы, потому что бывает, мастера предлагают интересную форму, которую мне хотелось бы расписать, но она из другого дерева. Конечно, это все менее удобно в работе и результат не такой, как на липе, но иногда приходится. Наталья: А расскажите про ваш стиль росписи? Мария: В основном это растительный орнамент и плавные линии. Я оставляю много пустого дерева по сравнению со всеми укрывистами техниками росписи, где дерева не видно вообще. У меня все прозрачно. Я хочу пойти еще дальше и начать использовать еще более минималистичные сюжеты, может быть, делать пано из нескольких спилов, где росписи в общей сложности будет только 30%. Наталья: Вы говорили, что исследовали рынок заготовок. В каком виде он существует? Это тайные интернет-ресурсы, отдельные мастера, какое-то место, куда можно физически прийти ногами и выбрать заготовки, которые тебе нужны? Мария: Есть специальные сайты, которые продают заготовки оптом, но я на них не заказываю, потому что у них подходящих для меня форм нет. Нашла в итоге несколько мастеров, у которых есть формы, которые мне нравятся. Конечно, я бы хотела иметь возможность выпиливать такие формы, которые нужны мне, чтобы у меня была своя линейка. Но это сопряжено с определенными сложностями – у нас в регионе липа не растет. Специалисты по деревообработке есть, а дерева нет. Поэтому приходится заказывать заготовки из средней полосы России. Это не столько дорого, сколько хлопотно. Но я уже присмотрела, где можно заказывать само дерево, так что, возможно, скоро у меня все-таки появится шанс делать заготовки по своим собственным эскизам. Наталья: А с чем вы любите работать сейчас? Мария: Люблю работать со спилами, например. Они хорошо смотрятся в минималистичном, скандинавском интерьере. Было у меня и несколько проектов по росписи мебели. Это мебель, которая изготавливается на заказ, обязательно красивой формы. Некоторые считают, что роспись мебели – это взять вещь, которая тебе не нравится или просто надоела, и перекрасить. Так я не работаю. Для меня очень важна порода дерева, ну и сама форма важна. Предмет изначально должен быть красивым, чтобы получилось красивое изделие на выходе. Наталья: А первую проданную вещь помните? Мария: Наверно, это было яблочко. Наталья: То есть сначала у вас появилось желание работать с акварелью, потом желание найти поверхность, которая не будет такой сложной в работе, как бумага. Как все это превратилось из хобби, условно говоря, в бизнес? Мария: Не сказать, чтобы это произошло быстро, когда у тебя двое маленьких детей, не так просто найти время, чтобы развивать проект. Все потихоньку развивалось с 2014 года. И только сейчас я уже могу сказать, что я хорошо понимаю, чего хочу, к чему нужно стремиться, что делать дальше. Сейчас моя основная площадка – это американский сайт etsy.com. По трудозатратам для меня проще продавать там, чем искать клиентов в России. По моим наблюдениям средний американец скорее оценит мои изделия. Русский потребитель будет долго сомневаться, скажет, что вроде бы это интересно, но круто ли это, хочу ли я это себе. Наталья: И что же будет дальше? Давайте спойлер. Мария: Я очень хочу развивать формы, делать какие-то большие проекты, может быть, корпоративные. Хочу уйти от понятия декорирования, которое предполагает, что роспись наносят на готовую вещь, и перейти к дизайну. Со спилами очень интересно продолжать работу, так что буду делать панно в разных стилях. Думаю, что это скоро станет популярно не только в Америке, но и в России. Все больше людей осознают ценность вещей, которые сделаны в ручную. У старшего поколения еще остались предрассудки на этот счет, эти люди до сих пор считают, что хорошая вещь – это фабричная вещь. Они жили в то время, когда невозможно было что-то купить, и все приходилось делать руками не из любви, а от бедности. Но молодое поколение уже понимает и принимает тренды, которые давно актуальны на Западе: любовь к экологическому стилю, уважение к уникальным вещам, сделанным руками. И мне это нравится, я уже не могу представить себе, чтобы это было только моим хобби. У проекта уже включился режим «раздачи», мне обязательно нужно делать это для того, чтобы делиться с другими.