«28 смен подряд жуткого баскетбола». Как снимали фильм «Движение вверх»
Секретами съёмок фильма «Движение верх», который увидели уже почти 10 миллионов зрителей, с ростовчанами поделились актёры Иван Колесников и Кузьма Сапрыкин. В воскресенье 4 февраля в фойе киноцентр «Большой» они целый час раздавали автографы и отвечали на вопросы горожан. На встрече побывала корреспондент «АиФ на Дону» Юлия Стус. «Ура!» на разрыв аорты Снять фильм о победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде 1972 года режиссёр фильма Антон Мегердичев задумал ещё в 2013 году. Больше года длился кастинг актёров – на каждую роль отсматривались сотни претендентов. «А потом начались тренировки, - делится со зрителями Иван Колесников, который до этого никогда в баскетбол не играл. В отличие от Кузьмы Сапрыкина, снимавшегося без дублёров. – У меня их было по две в день в зале. И так полгода. Но тяжело было не только в ученье. «В бою» оказалось не легче: «Съёмочный день начинался в шесть-семь утра, - вспоминают актёры. – Снимать стали с финальной сцены. Это было 28 смен подряд жуткого баскетбола. Двенадцать часов без перерыва все стучали мячами, и это невозможно было выдержать. Особенно окружающим. В финальной сцене только крики «Ура!» на разрыв аорты снимали 12 часов подряд. Работало шесть команд операторов и шесть камер. Такого в отечественной киноиндустрии ещё не было. Четыре камеры фиксировали крупный план. Отдельная отвечала за рост и всевозможные ракурсы. Специальная камера была для съёмки соперников сборной СССР. Под потолком на тросах висела «камера-паук». Оператор-постановщик Игорь Гринякин работал, катаясь на роликах между игроков. У спортивного кино есть свои особенности. «В обычном кино есть сцена. Она длится 2-3 минуты. Ты в неё вошёл и отыграл, - говорит Иван. - Здесь же у тебя лишь 2-3 секунды. Ты должен успеть не только провести мяч, но и ещё что-то там сыграть – драму, восторг, напряжение. Выполнить задачу, которую тебе поставил режиссер. И это очень тяжело». А Кузьма добавляет: «Мы столько сняли материала, что никто из нас не понимал, какое кино получится после монтажа. И в итоге, когда я его посмотрел, я понял, что мы сделали действительно крутой фильм». Ложь и лицедейство «Когда мы идём в кино или театр, мы идём за эмоциями, заведомо зная, что нас обманут. Вы с этим согласны?», - спросили зрители актёров. «Конечно, мы врём. Наша профессия - это же лицедейство, - соглашается Колесников. - Ты врёшь хотя бы уже потому, что с тобой этого не происходило. Но в этом есть смысл. Ту правду жизни, которая существует, мы и так знаем. Смотреть это по телевизору или в кино ещё раз, мне, например, не хочется. Хотелось бы, чтобы меня обманули. Но чтобы через этот обман ты вынес для себя что-то полезное». Об этой «издержке профессии» Кузьму Сапрыкина предупреждал и его отец: «Мой папа, тоже актёр, говорил мне: «Кузьма, мы всё равно врём. Мы врём зрителю, но делать это нужно талантливо». Что ещё осталось за кадром? Например, то, что у наших актёров была специальная обувь на платформе, которая делала их выше на 10 сантиметров. А баскетбольное кольцо для них опускали значительно ниже положенного. В то время, как американские артисты из Лос-Анджелеса, снимавшиеся в фильме, все до одного умели играть в баскетбол и были под два метра роста. «Они реально играли в баскетбол и в то же время были актёрами. Они были просто гиганты против нас, - вспоминают Иван и Кузьма. – Мы все очень подружились. Ребята очень толерантно относились к этой истории. Разговор о реальной игре и её результатах даже не заходил». Как известно, американцы не признали результат олимпийского матча 1972 года. И не признают до сих пор. «То, что американские спортсмены отнеслись к своему поражению именно так и то, что они переживают – это нормально и даже правильно, - уверен Иван Колесников. - Ведь американцы – реально самые сильные в мире в этом виде спорта. Глупо это отрицать. И то, что самые сильные в мире люди проиграли, они естественно по этому поводу переживают. Это нормально, хотя бы в силу того, что это спорт». Вино и чача под столом Сцена, где советские спортсмены играют с уличными баскетболистами в США – тоже выдумка. Нужно было как-то показать выезд в Америку, и жизнь наших спортсменов там. В фильме это - один из запоминающихся фрагментов. Потому, что он - яркий, живой и человечный. А вот в Германию съёмочная группа не ездила – всё снималось в Москве. Но декорации и компьютерная графика сделаны так, что у зрителя есть реальное ощущение, что действие происходит в Мюнхене. А ещё на съёмочной площадке было очень много юмора. «Ну просто очень. Ни минуты не было без смеха, – вспоминают актёры. - Надо понимать, что это мужская история. В фильме заняты в основном мужчины. Это была такая одна большая казарма. Где мы говорили на определенные темы, смеялись на определенные темы. И это было реально смешно. Даже когда мы снимали баскетбол. И особенно, когда ездили в Грузию. Когда снимали свадьбу, вся массовка была пьяная. Снималось местное население и под столом они наливали себе кто вино, кто чачу. К концу съёмок атмосфера свадьбы была полной». Но реальна только сама атмосфера. В советское время в принципе было невозможно, чтобы сборная Союза вдруг поменяла планы и отправилась на сборы в Грузию. Спорткомитет никогда бы отпустил на свадьбу всю команду. Так что, относительно правды о самом событии и его исторической достоверности спорить можно много и долго. Но факт победы сборной СССР над сборной США остаётся фактом. А в остальном... «Тогда игра была совсем другая, - говорит Иван Колесников. - Поэтому, если бы мы сняли этот фильм так, как это было по-настоящему, боюсь, что это было бы скучно».